В погоне за "Летучим русским": зачем Евросоюзу понадобился новый санкционный пакет

Версия для печати

Послы стран Европейского союза согласовали 14 мая 17-й пакет санкций ЕС против России. Предполагается, что они вступят в силу 20 мая после того, как их утвердят главы МИД Евросоюза.

В погоне за "Летучим русским": зачем Евросоюзу понадобился новый санкционный пакет

На сей раз рестрикции касаются только танкерного флота, перевозящего, по мнению Брюсселя, российскую нефть. На большие ограничения ЕС не пошел, опасаясь разногласий внутри союза. Что означают новые санкции для российского нефтяного экспорта и могут ли отразиться на мировых ценах на нефть — в материале ТАСС

17-й пакет санкций ЕС против России включает рестрикции против 189 танкеров, перевозящих, по утверждению Брюсселя, российскую нефть под флагами различных государств. Об этом заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. "Мы включили в черный список 189 танкеров, чтобы нанести удар по российскому энергетическому экспорту", — написала она в соцсети X. Внесенным в черный список танкерам будет запрещен вход в порты ЕС, а европейскому бизнесу будут запрещены любые транзакции с этими судами.

Танкеры, предположительно относящиеся к российскому теневому флоту, уже вносились Евросоюзом в санкционные списки. В 15-й пакет, вступивший в силу 17 декабря прошлого года, попали 44 нефтеналивных танкера и 7 танкеров-газовозов, в результате чего общий список подсанкционных судов приблизился к 80. 16-й пакет, утвержденный 24 февраля 2025 года, предусматривал внесение в черный список еще 73 танкеров. Вместе с нынешними 189 судами общий список составит около 350 судов.

Впрочем, некоторые эксперты считают не совсем корректным суммировать уже попадавшие в санкционные списки танкеры и делать на этом основании вывод о выпадающих объемах российского экспорта углеводородов. Партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Александр Ермоленко допускает, что некоторые суда уже после попадания под санкции могли сменить флаг, название и регистрацию и затем повторно оказаться под новыми санкциями. "Впрочем, это не масштабное, не системное явление", — говорит он.

Влияние на экспорт российской нефти

Сколь внушительным ни выглядело бы число подсанкционных танкеров, смысл рестрикций Евросоюза стремится к нулю, считает заместитель гендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов. "Эти меры в принципе не играют роли по одной важнейшей причине. Объемы поставок российской нефти после принятия многочисленных пакетов ЕС практически никак не изменились", — заявил он ТАСС. В настоящее время экспорт нефти из российских портов находится примерно на декабрьских уровнях, несмотря на продекларированное Евросоюзом выбытие десятков танкеров после принятия 15-го и 16-го пакетов санкций.

Это связано в том числе с тем, что самим европейцам невыгодна остановка российских морских поставок. Как говорит Александр Ермоленко, специфика поставок нефти заключается в том, что на пути нефти к потребителю появляется большое число посредников, и использование танкера — это лишь часть цепочки. "Высокая вариативность, с одной стороны, дает возможности для обхода санкций, с другой — создает сложности для нахождения оснований для включения того или иного танкера в списки. Внутри коллективного Запада есть люди, которые не согласны с позицией Еврокомиссии, для них в приоритете бизнес-интересы, по этой причине посреднические цепочки будут существовать. Полная остановка экспорта из России невозможна, пока это выгодно самым разным сторонам", — сказал он ТАСС.

Европа не готова к низкому потолку

По этой же причине Евросоюз не торопится снижать уровень допустимой цены на российскую нефть, выше которой ряду стран запрещено ее покупать. В конце 2022 года страны Группы семи (G7), ЕС и Австралия ввели так называемый потолок цен на поставляемую морем российскую нефть на уровне $60 за баррель для подчиненных им судов и территорий. По оценкам экспертов, более 70% нефти из РФ перевозится сегодня вне этой системы транспортировки.

В январе Еврокомиссия получила от шести стран ЕС письмо с призывом снизить потолок цен на нефть. "Но для европейских перевозчиков российские нефтяники были одними из главных клиентов. Если уровень потолка будет неадекватно низким, даже шанс на то, что часть нефти будет перевозиться европейскими перевозчиками, улетучится", — считает Александр Фролов.

Вероятно, поэтому Запад не решается на применение такой меры, как пересмотр потолка, хотя, как говорит ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, "гипотетически она напрашивается, тем более что сейчас российская нефть продается дешевле $60 за баррель, что дает возможность использовать сервисы западных компаний, в том числе страховых и логистических".

"Греческие танкеры снова возят российскую нефть. Но чиновники не станут снижать потолок, ведь это многим, в том числе грекам, не понравится. Боятся недовольства внутри ЕС и бюрократы, ответственные за социальную стабильность", — отмечает он.

Демонстрация неэскалации

"Про санкции больше всего говорят в момент их принятия и в момент, когда они оказывают воздействие на перестройку логистики. После нахождения путей обхода про санкции замолкают", — считает Александр Фролов. По его словам, на перестройку логистики у российских компаний уходит в среднем 1–3 месяца. При этом меняется цена в порту отправления и временно возрастают затраты на доставку. Как только проблемы решаются, уровень дохода восстанавливается. Какого-либо влияния 17-го пакета санкций ЕС на мировые цены на нефть эксперт не ожидает.

Агентство Bloomberg ранее назвало этот пакет облегченным, поскольку в него впервые с 2022 года не включены никакие дополнительные экономические и торговые ограничения. Таким образом Еврокомиссия хотела свести к минимуму возражения стран ЕС и принять пакет как можно скорее. Станислав Митрахович считает, что на сей раз Евросоюз пошел по этому пути, желая продемонстрировать миру и гражданам своих стран верность прежней стратегии (принятия все новых ограничительных мер), но притом стараясь избежать эскалации конфликта с РФ.

"Можно было бы ввести запрет на импорт российского СПГ, предпринять попытки торможения танкеров с российской нефтью и нефтепродуктами в Балтийском море с помощью военной силы. Но это все очень рискованно для Евросоюза. Плюс есть раскол внутри ЕС между его отдельными странами относительно того, насколько жесткие меры стоит предпринимать. Наконец, они не понимают позиции на сей счет США. Так что в итоге мы видим даже не полумеры. Зачем они нужны? Наверное, это просто бюрократическая инерция и идеологическая необходимость", — заключает Станислав Митрахович.

ТАСС

Показать больше