Часть таких машин уже начали поставлять на российский рынок. Чем опасна покупка такого авто — разбирались "Известия".
Создают иллюзию высоких продаж
О "странном" явлении подержанных автомобилей без пробега рассказал в интервью изданию Sina Finance председатель совета директоров Great Wall Motors Вэй Цзяньцзюнь. По его словам, на крупных платформах по продаже б/у автомобилей вроде DoCar, Guazi и Xianyu насчитывается от трех до четырех тысяч торговцев, продающих такие машины. Юридически эти транспортные средства считаются "бывшими в употреблении", но их фактический пробег крайне мал или даже равен нулю.
Вэй Цзяньцзюнь, рассказал, что таким образом автомобильные компании намеренно создают иллюзию высоких продаж, и не преминул пройтись по главному своему конкуренту — китайской компании BYD, значительно превосходящей Great Wall Motors по объему продаж.
— Теперь и в автомобильной промышленности тоже есть Evergrande, — заявил он намекая на то, что автопроизводитель может разделить печальную судьбу крупнейшего девелопера Китая. Действительно, у BYD высокая долговая нагрузка, общие обязательства в 2024 году достигли 584,7 млрд юаней. Несмотря на впечатляющие показатели продаж компании, ее товарные запасы в размере 116 млрд юаней также заняли первое место в отрасли.
Всё еще пылятся на складе
Несмотря достижение автомобильной отраслью КНР новых максимумов в 2024 году — объемы производства и продаж автомобилей превысили 31 млн единиц — рентабельность снизилась. В том числе из-за ценовых войн между компаниями.
Для достижения высоких показателей продаж производители оказывают давление на дилеров, чтобы те увеличивали запасы машин. Те, чтобы выполнить поставленный план, быстро вернуть денежные средства и получить от производителя скидку, избавляются от "залежалого товара" следующим образом.
Источник, занимающийся продажами автомобилей в Китае, рассказал Autohome, что обычно дилеры сами регистрируют новые автомобили, а затем сбывают их продавцам подержанных автомобилей. То есть машины попадают в статистику продаж, но на самом деле они всё еще пылятся на складе.
А продавцы подержанных машин могут воспользоваться государственной программой субсидирования и предложить покупателю почти новый автомобиль, но по значительно более низкой цене.
Поразительные масштабы
Поэтому такие подержанные автомобили появляются на рынке в "поразительных" масштабах, пишет Аutohome. По данным Ассоциации автомобильных дилеров Китая, в 2024 году доля транспортных средств с датой регистрации менее трех месяцев и пробегом менее 50 км на рынке подержанных авто достигла 12,7%, что на 7,2% больше, чем в 2020 году. В прошлом году в КНР было продано 15,7 млн подержанных автомобилей, плюс 6,1% к 2023-му. То есть речь идет о миллионах машин, считающихся подержанными, но не проехавших ни километра. В этом году, несмотря на общее снижение рынка б/у автомобилей, доля "подержанных машин с нулевым пробегом" выросла уже до 15%.
Департамент по защите прав потребителей Министерства торговли КНР 27 мая провел встречу с участием автомобильных компаний и отраслевых организаций. Источник, близкий к Dongfeng Group, сообщил журналистам, что встреча носила добровольный характер и в основном касалась экспорта подержанных автомобилей и регулирование рынка "подержанных автомобилей с нулевым пробегом".
Сдвиг полиса: для регионов с аккуратными водителями хотят снизить стоимость ОСАГО
Прошлогодний "снег"
Из-за обострившейся внутрикитайской конкуренции экспорт стал способом достижения роста для многих компаний. Некоторые дилеры отправляют нераспроданные новые автомобили за границу "параллельным экспортом", тем самым получая налоговую скидку на экспорт подержанных автомобилей и избегая внутренних налоговых расходов.
Представитель одного из местных автодилеров рассказал, что в КНР уже существуют сотни компаний по экспорту подержанных автомобилей с нулевым пробегом, сообщает CNS. Машины идут в том числе в Россию и ОАЭ.
— Сейчас такие поставки довольно значительны. Речь идет о тысячах машин, которые перегоняются в Россию и покупаются в маленьких салончиках, — рассказал "Известиям" вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. Он также отметил, что утилизационный сбор не позволяет использовать российский рынок для избавления от излишка машин в Китае.
Покупка автомобиля, ввезенного из Китая по "альтернативным каналам", может принести покупателю проблемы, отметил Антон Шапарин.
— Во-первых, все китайские автомобили находятся на постоянной связи с Китаем. И автопроизводители могут и приостанавливать действия аккаунтов, и, соответственно, пытаться всячески "тормозить" эти машины, выключать экраны и так далее, — рассказал он.
По данным аналитического агентства "Автостат", в первом квартале в Россию было поставлено почти новых 72 тыс. автомобилей, причем на долю Китая пришлось 85% из этого количества. 82% ввезенных из КНР машин выпущены в прошлом году и 3% — выпуска 2023 года, отметил генеральный директор "Автостата" Сергей Целиков. Он добавил, что в 2021 году доля прошлогодних машин достигала 10%.
В сегменте подержанных авто импорт из КНР занимает третье место с долей 10% — в основном оттуда везут "тойоты", но также появляются Geely.
Рынок не взорвут
Если бы подержанные машины без пробега массово поставлялись из КНР а Россию, они могли бы оказать некоторое понижающее давление на цены сегмента новых автомобилей, отмечает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк.
— Основной поток подержанных авто из Китая в Россию формируется за счет обычных бывших в употреблении машин. Хотя единичные экземпляры могут попадать в Россию через серые схемы, ожидать массового потока именно этих "нулевых бэушек" не стоит, особенно после вмешательства регулятора. Цены на них в Китае, как правило, лишь немного ниже новых, а не сопоставимы с реальными авто с пробегом, что также снижает их потенциальную привлекательность для экспорта, — считает Ирина Франк.
В России на формирование конечной цены оказывает влияние не только себестоимость, но и все обязательные таможенные платежи, утильсбор, налоги, отметил директор департамента новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов.
— Всё это вместе будет провоцировать достаточно большое увеличение цены. Поэтому оказаться здесь они могут, но вряд ли будут стоить сильно дешевле, как они изначально стоят на китайском рынке. И рынок они не "взорвут", это мой прогноз, — заявил он "Известиям".
При этом эксперты считают, что у поставок подержанных автомобилей из КНР есть перспективы.
— Подержанные машины в Китае могут отдавать почти за бесценок. Однако это палка о двух концах. С одной стороны, цены будут бросовые, а с другой, китайцы в большинстве не относятся к автомобилю как японцы, да и далеко не все машины — верх совершенства. Если к нам потянутся автомобили в возрасте от трех до пяти лет в приличном состоянии, относительно свежие и понятные, то есть плюс-минус те же машины, которые продаются у нас сейчас, это будет неплохой вариант, — считает главный редактор "За рулем" Максим Кадаков.
Известия