После лучших пока в этом году апрельских продаж в мае рынок снова упал на 10,7% — ниже 100 тыс. штук. Эксперты объясняют это меньшим количеством рабочих дней — в апреле их было 22, а в мае 18, однако отмечают, что в сравнении с маем прошлого года результаты заметно хуже. По результатам мая 2025 года на учет было поставлено 91 218 новых легковых машин, что на 28,3% меньше, чем в том же месяце 2024 года.
Демпинг виноват
Lada, несмотря на серьезное снижение результатов (минус 36%), сохраняет лидерство на рынке, причем с огромным отрывом от остальных — в марте было продано 25,5 тыс. машин. За пять месяцев она оказалась единственной из представленных в России марок, чьи машины разошлись тиражом более 100 тыс. экземпляров, хотя и в этом случае показала снижение в сравнении с тем же периодом прошлого года — минус 24%.
В неуспехах глава АвтоВАЗа Максим Соколов винит демпинг со стороны китайских автомобилей, высокую ключевую ставку и ужесточение условий кредитования.
Однако судя по данным "Автостата", китайским компаниям демпинг помогает не сильно. Haval, ставший самой популярной иностранной маркой и занявший второе место, продал чуть более 10 тыс. машин, упав на 24%. На третьем месте Chery — 9,8 тыс., минус 25%, за ней с большим отрывом идут Geely (6,3 тыс., минус 39%) и Changan (5,6 тыс., минус 43,5%).
Генеральный директор "Автостата" Сергей Целиков отметил, что эти пять компаний занимают более 80% автомобильного рынка России. По его подсчетам, в мае суммарное снижение продаж у первой пятерки оказалось существенно выше рынка — минус 32,3%. У остальных участников рынка (их около сотни) продажи в конце весны снизились в среднем только на 3,2%.
Марки во второй пятерке в мае демонстрировали как отрицательную, так и положительную динамику. Самое сильное падение показала Omoda — минус 53%, результат 2,2 тыс. автомобилей позволил ей занять восьмое место. Родственная марка Jaecoо заняла только 10-е место с результатом 1,6 тыс. машин (минус 32%). Продажи белорусского бренда Belgee остались на уровне прошлого года (плюс 0,4%), а китайский Jetour (3,4 тыс., плюс 8%) и петербургский Solaris (2 тыс., плюс 70%) прибавили.
Восход "Соляриса"
Несмотря на то что автомобили Solaris внутри не выглядят современно, они нравятся покупателям, которым важны атмосферный мотор и гидромеханический "автомат", отмечает главный редактор "За рулем" Максим Кадаков. Однако партнер "Автостата" Игорь Моржаретто выразил удивление по поводу популярности Solaris.
— Цены не меняли, скидки на них были минимальные. Может быть, народ поверил, что это, в общем, действительно те же самые Hyundai и Kia, что сервис будет нормальный, и потихоньку начал присматриваться. Хотя, еще раз говорю, цены не самые низкие, не самые высокие, но достаточно интересные — отметил эксперт.
Факторов, которые повлияли на высокие продажи Solaris в этом году, много, и каждый из них внес свой вклад, рассказал "Известиям" директор розничных продаж АГ "Авилон" Илья Петров.
— Автодилеры получили модели Solaris KRS и Solaris KRX 2025 года в хорошем миксе, часть клиентов ждали именно эти автомобили. Кроме того, были увеличены бонусы по программе трейд-ин. Также привлечь покупателей помогли специальные программы рассрочки до 24 месяцев и выгодные субсидированные ставки на долгосрочные кредиты. Производитель делает дополнительный акцент в сторону Solaris HC и Solaris KRX — как более универсальных для повседневной жизни и российских погодных условий, — отметил Илья Петров.
Самые востребованные
В "модельном зачете" традиционно лидирует Lada Granta — более 12 тыс. штук. Несмотря на то что ее продажи на 35,1% меньше, чем год назад, результат для других моделей недостижимый. Lada Vesta, занявшая второе место, показала почти вдвое меньшие продажи — 6,6 тыс. штук и самую худшую динамику среди автомобилей из топ-10 — минус 52%.
Лучшая иномарка, кроссовер Haval Jolion, не смог приблизиться к "Весте" с 4,6 тыс. машин (минус 28%). За ним с большим отрывом идет кроссовер Chery Tiggo 7 Pro Max — 2,8 тыс. шт. (минус 45,8%).
Замыкает пятерку лидеров внедорожник Lada Niva Legend — 2,6 тыс. шт., минус 30%. Вторую пятерку составили Chagan Uni-S (2,6 тыс. шт.), Belgee X50 (2,4 тыс. шт.), Geely Monjaro (2,4 тыс. шт.), Chery Tiggo 4 (2,3 тыс. шт.) и Lada Niva Travel (2,3 тыс. шт.). Причем Monjaro, самый дорогой автомобиль в пятерке, показал наименьшее снижение продаж — минус 18,5% к маю 2024-го.
Возможен дефицит автомобилей
Худшие в сравнении с тем же периодом прошлого года результаты мая вызваны несколькими факторами, отмечает Илья Петров. Это и сниженная доступность кредитов из-за выросшей кредитной ставки, и многократные повышения цен за год, связанные со ступенчатым увеличением утильсбора, и продолжившийся рост логистических услуг.
— В первой половине месяца наблюдались значительное снижение трафика (минус 20–25%) и замедление темпов контрактования. Однако во второй половине показатели вернулись к апрельскому уровню, — отметил он.
По словам Петрова, затоваренность продолжает снижаться. Запас автомобилей варьируется от 2 до 5 месяцев в зависимости от бренда, а на некоторые модели к июлю – августу может даже возникнуть легкий дефицит.
— В июне резкого сокращения мер поддержки продаж (скидок) не ожидается, так как традиционно начинается отпускной сезон, который для автобизнеса является низким. Прогноз на июнь — снижение продаж на рынке новых автомобилей на 5–8% по сравнению с маем, — рассказал Илья Петров.
Падение рынка будет продолжаться, может быть, с редкими всплесками, считает Игорь Моржаретто.
— Нет никаких предпосылок для того, чтобы рынок стабилизировался или начал расти. Высочайшая ключевая ставка остается таковой, цены высокие остаются, скидки сократились потихонечку, уже таких бешеных скидок нет. Некоторые марки вообще распродали чуть ли не все автомобили, которые остались с 2023 и 2024 годов. То есть, в общем, пока ситуация на рынке пессимистическая, — отметил эксперт.
Депозит вместо автомобиля
Ситуация на рынке может поменяться к осени, выразил предположение Максим Кадаков. Пока граждане не начнут снимать деньги со счетов, продажи не пойдут в рост.
— Ключевые игроки субсидируют ставку и предлагают скидки, однако продажи всё равно падают, даже у Geely. Весной автосервисы не обнаружили традиционного всплеска обращений, автомобилисты стали даже экономить на ремонте машин, — отметил Кадаков.
В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) объясняют ситуацию на авторынке усталостью населения от негативных трендов.
— В целом же преобладает общая усталость населения от текущих негативных трендов. Ожидание возвращения ушедших брендов, поддерживаемое СМИ, ведет к тому, что потенциальный покупатель продолжает голосовать в пользу банковских депозитов. Надежда на скорое снижение ключевой ставки Центральным банком как возможность повышения доступности кредитов также играет сдерживающую роль, — заявил председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Алексей Калицев.
По словам Калицева, на фоне снижения рынка продолжает расти отложенный спрос. В АЕБ выразили надежду, что положительно на рынке отразится решение правительства о расширении программы льготного кредитования на семьи с двумя и более детьми, эффект от нее ожидается в следующем квартале.
Известия