Совфед одобрил закон об усилении контроля за перевозкой грузов

Версия для печати

Участники рынка – о новом законопроекте, ужесточающем контроль за экспедиционными компаниями и внедряющем электронный документооборот.

Совфед одобрил закон об усилении контроля за перевозкой грузов

Будет сформирован специальный реестр экспедиторов. С 1 марта 2026 года они должны в течение 60 дней зарегистрироваться на единой национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог». И уже с 1 сентября экспедиторские документы будут оформляться в электронном формате. Каким новшество видится участникам отрасли?

Со следующего года все транспортные документы станут электронными. Совфед одобрил закон об усилении контроля за перевозкой грузов.

Будет сформирован специальный реестр экспедиторов. С 1 марта 2026 года они должны в течение 60 дней зарегистрироваться на единой национальной цифровой транспортно-логистической платформе «ГосЛог». И уже с 1 сентября экспедиторские документы будут оформляться в электронном формате. Бумажные версии разрешат только в исключительных случаях, которые определит Минтранс. Закон направлен на повышение прозрачности грузоперевозок.

Логистическое бизнес-сообщество считает принятый закон слишком поспешным. Многое в нем, по их словам, не было учтено. Продолжает исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский:

Кирилл Латинский, исполнительный директор Transasia Logistics:

«С одной стороны, все понимают, что рынок необходимо обелять. Действительно, очень много «серых» перевозок. Особенно они процветают за Уралом, в восточной части Российской Федерации, но тем не менее методы, которые предполагают использование системы «ГосЛог», не учитывают интересы многих участников этого проекта. Бизнес из-за этого относится к этой инициативе настороженно, и ряд инициатив бизнеса не были учтены. Хотя коллеги из частного сектора логистического бизнеса предлагали там различные механизмы, но, насколько мне известно, они не были услышаны. Плюс надо понимать, что сейчас не самое лучшее время для транспортной отрасли, для того, чтобы вводить какие-то новые инициативы. Логистика в Российской Федерации в настоящий момент находится под очень серьезным давлением. Падают грузопотоки, конкуренция в целом, происходит очень сильная волатильность на рынке, связанная с такими историями, которые возникли ввиду так называемого приземления экономики. Поэтому, на мой взгляд, слишком поспешно подобный проект был внедрен. Мне кажется, что все-таки подобные мероприятия необходимо запускать, когда рынок стабилен, спокоен и учтены абсолютно все замечания со стороны частного сектора экономики. И в целом логистическая деятельность в России уже и так излишне зарегулирована, очень много возникает нюансов, связанных с применением уже действующего законодательства, а с появлением реестра ситуация еще сильнее усугубится. Самое главное, что сейчас стоит делать правительству, это не мешать частному бизнесу работать, а, наоборот, сделать так, чтобы работа была максимально комфортной, в режиме, похожем на экономический кризис в транспортной отрасли».

Базовые положения закона должны вступить в силу 1 сентября текущего года.

По мнению председателя Ассоциации дальнобойщиков, заместителя гендиректора ООО «Трио-транс» Данилы Кудряшова, закон будет как помогать, так и вытеснять перевозчиков с рынка:

— Скорее всего, с 1 сентября 2025 года он принят не будет. Скорее всего, будет какая-то отсрочка, потому что его будут дорабатывать. В данный момент я к этому закону отношусь несколько негативно в том виде, в котором он существует. Бизнес-сообщество выступало с предложениями, которые не были учтены. На самом деле предложений было очень много, в том числе чтобы это было не в обязательном порядке, а в рекомендательном, потому что в любом случае с течением времени все равно электронный документ выжмет бумажный. Просто есть водители, которые физически не смогут им пользоваться в данном виде, как сейчас предлагают, это раз. Во-вторых, у нас все-таки страна немаленькая и интернет не везде есть.

— Проблему «серых» перевозчиков, как вы считаете, разрешит?

— Вот именно, в данном контексте поможет убрать «серых» перевозчиков, убрать так называемых табуреток, потому что будет более-менее все открыто и поможет в том числе в какой-то степени с рамками АПВГК. В документах будет прописан вес, указанный грузоотправителем, и вот тогда уже будет применяться норма права, и штраф будет выставляться на грузоотправителя, а не на перевозчика. Какие-то есть положительные моменты, но я все-таки считаю, что надо дорабатывать, прежде чем что-то принимать. У нас, к сожалению, не слушают то, что происходит на земле. Бизнес-сообщество говорит одно, а законодатели говорят другое.

Также закон запрещает передавать за границу персональные данные клиентов, кроме случаев международных перевозок, если это разрешено международными договорами РФ и законом «О персональных данных».

BFM

Показать больше