Общий объём перевалки грузов в портах Балтийского бассейна в I квартале 2025 года снизился на 2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает "Морцентр–ТЭК". А за прошлый год перевалка выросла на 1%. Эти изменения не выглядят значительными, однако номенклатура грузов изменилась кардинально.
Так, за 2024 год балтийские порты на 14% снизили перевалку чёрных металлов, но на 18% нарастили грузооборот удобрений. За I квартал 2025 года перевалка удобрений выросла ещё на 22%. Кроме того, на 59% увеличилась перевалка зерна. При этом нефть и нефтепродукты, а также уголь теряют позиции в портах Балтики, их перевалено на 12 и 4% меньше соответственно.
Почему в порты не везут уголь
Доля России на мировом рынке по основным видам сырья и продукции нижних переделов стабильна все последние 10 лет, а на некоторых рынках даже выросла, рассказал директор практики стратегического, инвестиционного и операционного консультирования консалтинговой компания "Технологии Доверия" Игорь Кузнецов на конференции "Перспективы развития портово–транспортной инфраструктуры Балтики на период до 2030 года". Например, на мировом рынке металла она выросла на 0,4%, на угольном рынке — на 0,5%, а сельскохозяйственные и продовольственные грузы отвоевали себе по 1%.
Однако угольщики на фоне ухудшения мировой конъюнктуры и усиления санкционного давления теряют экспортные рынки. Выручка угольной отрасли снижается: если в 2022 году она превысила 2,6 млрд рублей, то в 2024–м обрушилась до 1,7 млрд, по данным NEFT Research. В настоящий момент уголь, по словам Игоря Кузнецова, ещё сохраняет ключевые позиции в грузообороте российских портов. Эксперт связывает это в том числе с инвестициями в портовые мощности в предыдущие 10 лет. В развитие угольных терминалов инвестировали порт Вера, ВТУ, "Ультрамар", "ОТЭКО–Портсервис", терминал "Суходол", Lugaport. В 2025 году введён в эксплуатацию угольный терминал "Лавна", его проектная мощность 18 млн тонн.
При этом число нерентабельных производителей угля за прошлый год выросло на 60%, если сравнивать показатель с прошлогодним. По словам партнёра NEFT Research Данила Токмина, угольщики уже отказываются от перевозок в порты. В России добывают уголь в Якутии, Кузбассе и на Сахалине. И везти его через всю страну в порты Северо–Запада, особенно непремиальных экспортных марок, — это значит снижать нетбэки, а они уже ниже уровня себестоимости.
"В среднесрочной перспективе не ожидается роста цен на уголь. А значит — экспорт угля через Балтику останется нерентабельным", — констатирует Игорь Кузнецов/
Общие прогнозы по экспорту угля на ближайшие 5 лет, до 2030 года, сдержанные: объём поставок энергетического угля снизится на 15–20%, коксующегося сохранится, такой прогноз даёт Данил Токмин. "Если угольная промышленность найдёт новый экономический баланс, ситуация изменится. Российская угольная отрасль должна выживать и должна пережить цикл низких цен. Мы не являемся той страной, которая должна выйти из рынка, на это есть другие страны с меньшей конкурентоспособностью", — уверен Данил Токмин.
Какие грузы стали возить чаще
В 2024 году лучшую динамику в объёмах перевалки показали зерно и продовольствие, увеличившись на 92,6%, до 1,5 млн тонн. Мощности по перевалке зерна, масла и масличных планируются к вводу в портах Усть–Луга и Высоцк. На перспективу также сохраняются высокие прогнозы производства и спроса со стороны дружественных стран, сообщают в региональном правительстве. "Данные виды грузов являются новыми для Ленинградской области и вместе с тем перспективными с учётом приоритетных направлений поставки в страны Африки (Египет, Алжир, ЮАР, Нигерия) и АТР, а также в связи с высокой загрузкой портов Южного бассейна", — сообщают в пресс–службе областного правительства.
Объёмы перевалки руды удвоились, до 3,3 млн тонн, растут показатели по перевалке контейнеров — почти на 14%, до 6,6 млн тонн. Перевалка удобрений в 2024 году выросла на 17,5% — до 31,6 млн тонн. Такой бурный рост заставляет региональные власти признать порты Балтики ключевым хабом для данного вида грузов.
Перевалка удобрений растёт по нескольким причинам. Во–первых, непосредственно в Ленинградской области и в других регионах СЗФО (Вологодская и Новгородская области), а также в Центральной России и на Урале располагаются производственные мощности четвёрки крупнейших производителей удобрений (групп компаний "Еврохим", "Акрон", "ФосАгро" и "УралХим"). А во–вторых, порты наращивают мощности по их переработке. Так, Lugaport сообщает о росте перевалки до 6 млн тонн, "Ультрамар" нарастит перерабатывающие способности на 12 млн тонн, компания "РусАл" строит терминал для приёма бокситов, ожидается, что первая очередь производства мощностью до 2,4 млн тонн в год будет введена в эксплуатацию до конца 2028 года. Port Favor намерен уже через 2 года перегружать и сухие удобрения, а на проектную мощность по перевалке 14 млн тонн удобрений различных видов рассчитывает выйти в 2027 году. "На сегодняшний день терминал готов заместить потерянные ранее объёмы по экспорту, которые были в Балтийском бассейне. Возможно, он даже сможет перенять часть грузов с южного направления", — говорит директор морского терминала Port Favor Игорь Липинский.
Положительная динамика экспортных перевозок сохранится в ближайшую пятилетку, прогнозируют в правительстве Ленобласти. Причём, по мнению чиновников, несмотря на повышение диверсификации грузовой базы, доминирующей отраслевой группой портов Балтики останутся сырьевые энергетические товары. И если в части нефтяных грузов значимых изменений не ожидается, то объёмы отгрузок угля на среднесрочном горизонте будут восстанавливаться за счёт новых рынков сбыта — Китая, Индии, Турции, где потребление угля за последние годы существенно возросло.
Деловой Петербург