Особенно это коснулось электроники и товаров двойного назначения. Контроль также ужесточили на таможне в Армении, Грузии и Киргизии. Бизнес опасается, что это может привести к росту цен. Впрочем, эксперты уверены: компании уже адаптировались к таким ситуациям и критических проблем с ассортиментом не возникнет.
Какие товары тормозят на таможне
В последнее время поставки из стран СНГ в Россию стали задерживаться из-за усиленных таможенных проверок, рассказали «Известиям» представители бизнеса. Такие проблемы отмечают почти на всех направлениях — при поставках из Казахстана, Грузии, Армении и Киргизии. Без задержек сейчас работает только Белоруссия, рассказал коммерческий директор компании «Импая Рус» Алексей Разумовский.
Особенно ужесточился контроль на границе Казахстана с другими странами — там задержки достигают 5–12 дней, поделилась коммерческий директор Novasmart Ольга Шоалл. Раньше доставка через республику занимала в среднем от 10 до 30 дней, теперь сроки растянулись до полутора месяцев, рассказал «Известиям» основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский.
Таможенные службы Казахстана досматривают почти все грузы, из-за чего среднее время простоя на погранпереходах выросло втрое, рассказал председатель комитета «Деловой России» по транспортной логистике, совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов.
В первую очередь задержки касаются поставок электроники, но выборочно затрагивают и другие категории товаров, в том числе автокомпоненты и комплектующие, отметил владелец сети дилерских центров коммерческого транспорта «Альянс Тракс» Алексей Иванов. Усиленный контроль также распространился на продукцию двойного назначения (то есть ту, которую могут использовать в военных целях), отметила Ольга Шоалл.
— Особое внимание сейчас уделяется технологической продукции — в условиях дефицита серверов и вычислительной инфраструктуры такие товары могут использоваться и в гражданских, и в военных целях. Поэтому за ними особенно следят. А вот брендовые вещи вроде сумок Gucci или Louis Vuitton как проходили, так и проходят, — пояснил Алексей Разумовский из «Импая Рус».
В пресс-службе ФТС на запрос редакции о том, фиксируют ли там задержки, отметили, что Россия, Казахстан и Армения входят в Евразийский экономический союз и имеют единую таможенную территорию. Однако это не значит, что товары не проходят проверку: при пересечении границы при транзите из третьих стран они могут досматриваться, особенно в случае с продукцией двойного назначения. «Известия» также направили запрос представителям указанных государств.
Почему в Казахстане задерживаются товары
Задержки на границе с Казахстаном вызваны рядом факторов, отметила Ольга Шоалл из Novasmart. Среди них — усиление контроля со стороны этой республики под давлением западных санкций, резкий рост транзитных потоков через страну (на 30%) в 2024 году, который перегружает инфраструктуру, а также борьба с серыми схемами импорта, включая занижение стоимости товаров.
Действительно, ужесточение контроля может быть связано со стремлением Казахстана усилить внутреннюю таможенную дисциплину и продемонстрировать прозрачность торговых потоков внешним партнерам, считает владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс» Алексей Иванов. При этом, как подчеркнул эксперт, в долгосрочной перспективе серьезного ухудшения отношений между странами не ожидается — сотрудничество остается устойчивым.
Казахстан играет ключевую роль в транзите товаров в Россию — через него проходит до 30–35% поставок в рамках параллельного импорта, включая технику, комплектующие и оборудование из Юго-Восточной Азии, отметил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Для сравнения: на Армению приходится до 10% транзита, на Грузию — до 7%, на Белоруссию — около 20–25%.
Схожие оценки приводит и Вадим Филатов из «Деловой России»: по его словам, Казахстан обеспечивает 20–30% от общего объема поставок, что связано с его выгодным географическим положением.
С какими странами будет развиваться импорт
Казахстан остается одним из ключевых маршрутов для импорта — особенно автозапчастей, электроники и бытовой техники. По словам Алексея Иванова, тем не менее уже постепенно усиливаются альтернативные каналы через Азербайджан, Киргизию и напрямую из Китая.
Бизнес рассматривает альтернативы, но все они сопряжены с новыми логистическими и юридическими издержками, добавил Владимир Чернов из Freedom Finance Global. В качестве дополнительных рабочих направлений он выделил Узбекистан и Туркменистан (как транзитные узлы), Турцию (морские поставки через порты Черного моря), Грузию (через Поти и Батуми, но с ограничениями по инфраструктуре) и Белоруссию (стабильный, но перегруженный маршрут).
— При этом ужесточение контроля может распространиться и на другие страны. Среди потенциальных кандидатов — Армения, уже усилившая проверку высокотехнологичных товаров, Грузия, находящаяся под давлением западных партнеров, Турция и ОАЭ, где начали возникать сложности с расчетами и перевозками, — считает Владимир Чернов.
Впрочем, сейчас уже активно развиваются новые маршруты. В частности, прорабатывается транспортный коридор «Север – Юг», а Китай в обход Казахстана строит собственную железнодорожную сеть, к которой в перспективе могут присоединиться Киргизия и Узбекистан, отметил вице-президент «Опоры России» Сергей Соколов. При необходимости также возможна переориентация поставок, в том числе через Монголию благодаря общей протяженной границе с Россией, добавила доцент кафедры международного бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Анастасия Прикладова.
Чем грозят задержки поставок
Задержки на таможне сказываются на сроках поставок и могут вызвать временный дефицит в отдельных нишах, особенно в сегменте электроники и автокомпонентов, считает Алексей Иванов. Это, в свою очередь, способно повысить цены для потребителей — удорожание может достигать 10% за счет роста логистических затрат и снижения оборачиваемости капитала.
Впрочем, на стоимость импорта влияет не только логистика, но и колебания валютного курса, рост страховых тарифов, а также неформальные платежи за ускорение прохождения границ, добавил Владимир Чернов из Freedom Finance Global.
— Разрывов поставок пока нет, но есть риск, что все-таки будет временный дефицит отдельных товаров на складах. Особенно у малого и среднего бизнеса, работающего с ограниченными объемами. При этом автомобили менее подвержены рискам, поскольку поставляются по более стабильным каналам, — отметил Алексей Иванов.
Из-за простоев на границе перевозчики теряют до 20 тыс. рублей в сутки, поделился Вадим Филатов из «Деловой России». По его словам, за первые пять месяцев года стоимость логистики выросла на 25% в годовом выражении. Также нарушение сроков грозит бизнесу штрафами, особенно со стороны ритейлеров, и снижает рентабельность перевозок. Для скоропортящихся грузов задержки несут еще больший риск.
Впрочем, российский бизнес за годы санкционного давления уже адаптировался к подобным ситуациям, уверен научный сотрудник Президентской академии Дмитрий Кузнецов. Кроме того, задержки на одну-две недели в большинстве случаев некритичны, добавила Анастасия Прикладова из РЭУ им. Г.В. Плеханова. Также, по ее словам, импортеры формируют складские запасы, что позволяет избежать сбоев в отгрузке внутри страны.
— Повышение издержек из-за простоев транспорта действительно происходит, однако в расчете на единицу продукции оно будет минимальным, — считает она.
Эксперт напомнила, что аналогичные проблемы с транзитом через Казахстан уже возникали в 2022 году, но были быстро решены. Вероятно, и сейчас ситуация стабилизируется по схожему сценарию.
Известия