ФНС увидела "дробильщиков бизнеса" в крупных автоперевозчиках

Версия для печати

Крупные автоперевозчики массово уходят от налогов за счет дробления бизнеса: сумма необлагаемых налогами средств оценивается в 16 трлн рублей, выяснили "Известия". Для снижения НДС и обналичивания компании используют так называемые технические фирмы.

ФНС увидела "дробильщиков бизнеса" в крупных автоперевозчиках

В первом квартале 2025 года ФНС обнаружила их рекордное число — 440.

Федеральная налоговая служба (ФНС) вслед за блогерами начала предъявлять претензии по поводу дробления бизнеса к крупным автоперевозчикам, пишут "Известия". "Дочка" X5 Group — логистическая компании "Агро-Авто" — недоплатила по такой схеме налогов на 320 млн рублей, схожие претензии более чем на 584 млн рублей были и к "дочке" "Магнита" — компании "Сельта", сообщает газета со ссылкой на решения Московского арбитражного суда, экспертов и аналитиков. 

В деятельности обеих компаний ФНС обнаружил десятки технических фирм, которые используются для ухода от налогов и обналичивания средств: они не имеют штата сотрудников и собственного автопарка. По словам руководителя аналитического агентства "Контроль рисков" Алексея Кожевникова, за счет "техничек" выстраивается многоступенчатая схема посредников для снижения налога на добавленную стоимость (НДС). "Известия" направили запросы в ФНС, Х5, "Агро-Авто", "Сельту" и другим перевозчикам.

Налоговики доначислили "Агро-Авто" 320,47 млн рублей НДС. Компания оспаривала это решение вплоть до Верховного суда, но тот оставил его в силе. Аналогичная ситуация произошла с компанией "Сельта" ("дочкой" "Магнита"). С нее взыскали 584 млн рублей без учета штрафов и пени.

В пресс-службе "Магнита" сообщили, что ФНС выставила претензии "Сельте" в части применения вычетов НДС по контрагентам, оказавшим транспортные услуги. ФНС не подтвердила вычеты по цепочке контрагентов (субподрядчики 7–8-го звена), поскольку они не являлись плательщиками НДС, сказали там. По данным "Магнита", претензии налогового органа имели отношение лишь к единичным операциям. 

В компании рассказали, что за последние годы она почти в пять раз сократила использование наемного транспорта в своей работе, сделав ставку на расширение и обновление собственного автопарка. Кожевников привел другие примеры налоговых претензий и создания фиктивных контрагентов: с автоперевозчика "АТЛ Регионы" из Санкт-Петербурга ФНС взыскивает более 799 млн рублей, а рекордсменом по числу фиктивных контрагентов стало ООО "Квик Лайн Логистик" из Санкт-Петербурга — 123 "технички" и 235 млн рублей дополнительных налогов. 

В первом квартале 2025 года ФНС обнаружила рекордные 440 технических компаний. По данным "Общественной потребительской инициативы" (ОПИ), заказчиками услуг недобросовестных автоперевозчиков выступают более 240 крупнейших компаний-грузовладельцев с суммарным оборотом более 16 трлн рублей. Сумма ежегодно недополучаемых государством налогов от отрасли автоперевозок достигает 900 млрд рублей, оценил председатель ОПИ Олег Павлов. 

Форбс

Показать больше