Доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова отмечает, что турецкие власти с 2022 года пользуются введенными против российской экономики санкциями и своей ролью практически безальтернативного торгового хаба. По ее словам, это и повлияло на решение о повышении платы за проход морских судов через пролив Босфор и Дарданеллы в четвертый раз.
ЭкономикаЭкономисты оценили риски для судоходства после взрыва танкера у берегов Ливии
"Формально Турция не имеет права брать деньги за проход проливов. Ещё Конвенция Монтре 1936 года запретила это делать. Документ гарантирует свободу судоходства, то есть проходить можно бесплатно. Но при этом Турция может взимать деньги за сопутствующие услуги, когда суда пересекают проливы. Для страны это дополнительный заработок. То, что Турция много лет не поднимала стоимость этих услуг, привело к тому, что теперь они их интенсивно повышают", - объясняет эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Кроме того, как считает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов, маршрут стал еще более востребованным. По его оценкам, количество судов, которые прошли через Босфор и Дарданеллы, выросло за последние несколько лет. Если в 2022 году их было более 34000 единиц, в 2023 году - 39000 единиц, а в 2024 году - более 51000 единиц. Баранов отмечает, что увеличение спроса привело к тому, что и тарифы были увеличены.
Еще одной причиной повышения тарифов эксперт называет стремление турецких властей сделать выгодным использование канала "Стамбул", который они давно собираются прокопать. По современному законодательству, за проливы плату нельзя взимать, но можно за каналы.
"Турция периодически создает проблемы судоходству, чтобы показать, что проливы перегружены, и нужно строить этот канал. Повышение сопутствующих сборов подталкивает судовладельцев к тому, чтобы использовать канал. Можно заплатить один раз и пройти быстро без допсборов, вместо того, чтобы идти через формально бесплатные проливы, где всё равно накрутят дополнительные услуги", - продолжает Юшков.
Альтернативные маршруты, отмечает доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Екатерина Новикова, пока не так удобны для российских судов. По ее словам, они дороже, поэтому, несмотря на повышение цен, компании предпочитают придерживаться выработанного десятилетиями пути.
В миреУслуги танкерного флота резко выросли в цене из-за опасности в Ормузском проливе
"С наливными грузами, например, с нефтью, это не так заметно. А вот для контейнерных перевозчиков резкое удорожание того или иного транзитного узла стимулирует построение новых логистических цепей. В этом смысле, маршрут через Босфор не безальтернативный", - рассказывает заведующий кафедрой предпринимательства и логистики, декан факультета Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г.В. Плеханова Дмитрий Завьялов.
Тарифы прохода через Босфор и Дарданеллы затрагивают все суда, которые следуют из портов Юга России, Украины, Румынии, Болгарии, Грузии в страны Северной Африки, Европы и Ближнего Востока. Аналитики отмечают, что многие перевозчики уже учитывают этот фактор в тарификации перевозок. По мнению Новикова, в скором будущем тарифы будут включены в конечные цены для потребителей, что может увеличить стоимость продукции на 5-10%.
Российская газета