У представителей деловых кругов определенное волнение вызывали вопросы принятия закона «О таможенном регулировании в РФ». В Госдуму был представлен проект, подготовленный ФТС, который, по мнению многих экспертов отрасли, грешил чрезмерным администрированием, умалением прав участников ВЭД, фактическим отсутствием ответственности таможенных органов за свои действия.
Однако выступление президента вселило определенные надежды на то, что благодаря его поддержке, за основу будет принят законопроект, предложенный Минэкономразвития РФ. И это не может не радовать. Ведь данный проект готовился с учетом мнения бизнес-структур, а в его подготовке принимали участие эксперты РСПП.
В этом законопроекте учтены многие принципиальные предложения и поправки, поступившие от предпринимательского сообщества, связанные с такими актуальными вопросами как порядок взимания таможенных платежей, обжалование решений и действий таможенных органов и должностных лиц, их представляющих. А также порядок включения лиц осуществляющих деятельность в области таможенного дела в соответствующие реестры и особенности декларирования товаров и совершения таможенных процедур.
В целом этот проект более близок к чаяниям участников ВЭД. Однако остаются вопросы, которые уже многие годы поднимаются предпринимателями. В том числе, вопросы, связанные с принятием Таможенного кодекса ТС и обсуждаемого проекта Закона.
Например, для всех категорий юридических лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела и подлежащих включению в соответствующий реестр, одним из условий включения в реестр, а затем и возможным поводом исключения из него, является наличие неоднократного привлечения лица к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела, предусмотренные соответствующими статьями гл.16 КоАП РФ.
И если для таможенных представителей такие критерии прописаны в проекте Закона о таможенном регулировании, то для таможенных перевозчиков и владельцев СВХ такие нормы уже включены в ТК ТС. И хотя данные нормы немного «смягчены» суммой штрафа в 250.000 рублей по каждому делу, все равно следует признать что такая ситуация не дает стабильности и уверенности в завтрашнем дне без которых выстраивать бизнес очень проблематично.
Причин здесь несколько:
- Фактически, таможенным законодательством вводится дополнительная административная ответственность в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности (сравните: п.1 ст. 3.2 КоАП РФ предусматривает административное приостановление деятельности в качестве одного из видов наказания). Уже сама эта норма противоречит КоАП РФ, так как в соответствии с п.3 ст.3.2 КоАП административное наказание в виде приостановления деятельности может назначаться только Кодексом об административных правонарушениях;
- Решение о включении в любой из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, принимает таможенный орган. Он же принимает решение об исключении из реестра, в том числе, в связи с неоднократным привлечением лица к административной ответственности. И это еще не все. В соответствии с КоАП РФ таможенные органы вправе рассматривать практически все дела об административных правонарушениях в области таможенного дела (гл. 16 КоАП РФ), в том числе и назначать административное наказание. Таким образом, совмещение таможней функций разрешающего и карающего органа, как, впрочем, и любой другой структурой, порождает определенные сложности для бизнеса. И, наверное, это не совсем ложится в концепцию построения правового государства, которая реализуется у нас сегодня во многих других сферах бизнеса.
Все перечисленные факторы указывают только на одну из проблем проекта Закона «О таможенном регулировании в РФ». На мой взгляд, имеются и другие вопросы, которые требуют внесения изменений, однако поддержанный Президентом проект Минэкономразвития, в целом, гораздо больше отвечает интересам бизнес-сообщества России.
<--source-->Двойных Алексей Викторович,
<--source-->Председатель Совета директоров ХК ЗАО "Совтрансавто",
Двойных А.В.