Статья 7 Конституции провозгласила Россию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства. Больше того, согласно статье 38 Конституции семья, материнство и детство находятся под защитой государства.
Эту защиту мы понимаем так, что все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная - всеми своими действиями служат решению этой великой и светлой задачи: законодательная власть принимает законы, защищающие семью, материнство и детство, исполнительная власть на основе этих законов разрабатывает и реализует меры по их исполнению, судебная власть следит за правильностью их применения.
Для решения этой задачи Государственная Дума ввела подпункт 2 в пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ), в котором указала, что при реализации, в частности, детских кроватей, колясок и пластилина они облагаются налогом на добавленную стоимость по льготной налоговой ставке 10 %. Заметим, что законодатель никак не специфицировал эти товары: ни материал, из которого они изготовлены, ни их комплектность. Главное для законодателя (и любого здравомыслящего человека) – это назначение данных товаров: все они предназначены для детей.
В соответствии с пунктом 5 этой же статьи при ввозе товаров на таможенную территорию России применяются налоговые ставки, указанные в пункте 2 статьи, то есть, при импорте детских товаров из перечня пункта 2 они облагаются НДС по ставке 10 %.
В целях реализации пункта 2 статьи 164 этого закона Правительство России приняло постановление от 31.12.2004 г. № 908 «Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов». Очевидно, что коды ТН ВЭД в этом постановлении возникли не сами собой, а исключительно с подачи Федеральной таможенной службы. При этом, в соответствии с примечанием к Перечню для целей его применения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД (в настоящее время ТН ВЭД ЕАЭС), так и наименованием товара.
Здесь важно отметить следующее: согласно статье 4 Налогового кодекса Правительство и федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах. В свою очередь, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 20 Постановления от 30.05.2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что при рассмотрении споров, касающихся обоснованности применения пониженной налоговой ставки 10 %, судам необходимо учитывать, что Правительство Российской Федерации не вправе вводить дополнительные основания ограничений на ее применение, которые прямо не вытекают из положений пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса. То есть, основой для применения налоговой ставки 10 % является наименование товара в Налоговом кодексе.
Так как в товарной позиции 9403 ТН ВЭД мебель классифицируется по материалу, из которого она изготовлена, в постановлении указаны все возможные субпозиции/подсубпозиции, в которые включаются кровати:
- кровати металлические 9403 20 910 0 (в настоящее время 9403 20 200 9),
- мебель деревянная типа спальной 9403 50 000,
- мебель из пластмассы 9403 70 900 0 (в настоящее время 9403 70 000 8),
- мебель из прочих материалов 9403 80 000 0 (в настоящее время эта субпозиция исключена, вместо нее введены субпозиции:
- мебель из бамбука 9403 82 000 0,
- мебель из ротанга 9403 83 000 0,
- мебель из прочих материалов 9403 89 000 0).
Это полный перечень кодов ТН ВЭД, охватывающий вообще все кровати из любого материала, как для взрослых, так и детей.
Но льготная ставка НДС распространяется только на детские кровати, поэтому в постановлении указаны не просто коды ТН ВЭД, а так называемые «изовские» позиции, то есть, указаны конкретные товары, охватываемые этими кодами, а именно детские кровати с размерами спального места 1200 × 600 мм:
- кровати металлические детские - из 9403 20 200 9,
- кровати деревянные детские - из 9403 50 000,
- кровати из пластмассы детские - из 9403 70 000 8,
- кровати из бамбука или ротанга, детские - из 9403 81 000 0 (в настоящее время этой субпозиции нет),
- кровати из прочих материалов детские - из 9403 89 000 0.
Любому человеку, мало-мальски знакомому с ТН ВЭД, понятно, что, например, из субпозиции 9403 50 000 только детские деревянные кровати облагаются НДС по льготной ставке 10 %, а кровати для взрослых и любая другая деревянная мебель для спальных облагается НДС по ставке 18 %. Также всем хорошо известно, что указание в примечании к перечню из постановления № 908 на необходимость руководствоваться при применении перечня как кодом ТН ВЭД, так и наименованием товара, как раз и связано с «изовскими» позициями.
С детскими колясками все, казалось бы, проще: для них есть только одна подсубпозиция 8715 00 100 0 «коляски детские». Не надо никаких «изовских» позиций.
Для пластилина чуть сложнее: тоже пришлось указать «изовскую» позицию, так как в товарную позицию 3407 00 000 0 включен не только пластилин для детской лепки, но и многие другие пасты для лепки, поэтому:
- пластилин для детской лепки – из 3407 00 000 0.
На первый взгляд, все просто и очевидно: Дума определила общий перечень товаров льготного налогообложения, Правительство указало все возможные коды ТН ВЭД и ограничение на размер кровати, таможне осталось только следить, чтобы кровати не превышали этот установленный размер, коляски были реально детскими, а пластилин предназначен именно для детской лепки.
И вот здесь хочется поведать о совершенно возмутительных фактах пренебрежения законом, творимых отдельными таможнями, и поддержанных арбитражными судами в отношении этих трех товаров. Эти факты описаны в арбитражных делах № А53-18806/2014, № А53-33586/15 и А50-3494/2017.
1. Сначала разберем вопрос о детских кроватях.
В деле № А53-18806/2014 так описан ввезенный участником ВЭД товар: «кроватки детские в частично разобранном виде на металлическом каркасе с элементами из полимерных и текстильных материалов в комплекте с матрасиком, люлькой, балдахином, для детей младшего возраста, размер спального места: 1200 × 600; с маркировкой ОКП 561800». Участник ВЭД классифицировал весь комплект как товар, представленный в наборе для розничной продажи, по Правилам 1, 2(а) и 3(б) в товарной позиции 9403, а по Правилам 6, 2(а) и 3(б) в подсубпозиции 9403 20 200 0 и заявил в ДТ ставку НДС 10 % - кровать то детская размером 1200 × 600 мм.
Таможня согласилась со ставкой НДС 10 %, но вышестоящий таможенный орган отменил это решение, указав, что ввезены четыре разных товара «кровати металлические детские с размерами спального места 1200x600 мм», «матрасик», «люлька», «балдахин», классифицированных в одной подсубпозиции 9403 20 200.
По мнению таможенного органа из подсубпозиции 9403 20 200 9 ставка НДС в размере 10 % применяется только в отношении товара «кровати металлические детские с размерами спального места 1200x600 мм», а применение этой ставки в отношении товаров «матрасик, люлька, балдахин», классифицированных в подсубпозиции 9403 20 200 9, Перечнем не установлено.
Арбитражный суд согласился с этим, добавив, что наличие в кроватках на металлическом каркасе элементов из полимерных и текстильных материалов не соответствует наименованию «кровати детские металлические», установленному Перечнем в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 9403 20 200 0. То есть, вроде как, это уже не детская кровать.
Удивительно: участник ВЭД ссылается на Правило 3(б), а его никто не слышит. А ведь в Правиле прямо сказано, что многокомпонентное изделие, состоящее из различных материалов или изготовленное из различных компонентов, и товар, представленный в наборе для розничной продажи, классифицируются по тому материалу или составной части, которые придают товару основное свойство. Очевидно, что данным детским кроватям основное свойство придают их металлические компоненты, а всему комплекту основное свойство придает кровать. Это не несколько товаров, непонятно почему классифицированных в одной подсубпозиции, а один товар, состоящий из нескольких изделий – читайте пояснения к этому Правилу! И этот товар – детская металлическая кровать.
Исходя из логики таможни и суда, льгота по НДС распространяется на кровати либо только из металла, либо только из дерева, либо только из пластмассы и либо только из прочих материалов, и, не дай бог, в этой железной кровати будут мягкие текстильные накладки на ее стенки (если кто не знает, это на тот случай, чтобы маленький ребенок не ударился о стенки кровати – у него от любого небольшого удара шишка вскочит). Неужели, мы так и будем жить в пещерном веке, не зная, что можно уберечь ребенка от лишних травм, а мамашу от терзающего душу детского плача?
Добавим, что кровати представлены к таможенному оформлению в разобранном виде. То есть, таможня в данном случае допускает применение Правила 2(а), но препятствует применению Правила 3(б). А почему такая избирательность? Тогда бы уж все несобранные/разобранные детские кровати облагали НДС по ставке 18 %, так как в постановлении № 908 не сказано, что они могут быть в несобранном/разобранном виде. Глядишь, еще пополнили бюджет.
2. Детские коляски.
В деле № А53-33586/15 так описан товар: «коляски детские (для детей с рождения до 3 лет) с металлическим каркасом и элементами из полимерных и текстильных материалов (комбинированные) с закрытым и открытым кузовом, в частично разобранном виде для удобства транспортировки, в комплект всех колясок входят сумка для детских вещей, противомоскитная сетка для ног (от ветра и дождя), корзина для вещей (крепится снизу к раме), данные комплекты являются неотъемлемой частью детской коляски, выполнены в той же цветовой гамме и имеют специальные крепления для колясок и конструктивные особенности, подходящие под свою модель».
Судом установлено, что в соответствии с Перечнем в постановлении № 908 в подсубпозиции 8715 00 100 0 ставка НДС в размере 10 % применяется исключительно в отношении товара «коляски детские». Применение этой ставки в отношении товаров «сумка», «противомоскитная сетка», «чехол для ног», «корзина для вещей», классифицированных в подсубпозидии 8715 00 100 0, Перечнем не установлено.
При чтении последнего абзаца сразу и не поймешь чего тут больше: элементарной неграмотности, либо лукавства. И вот почему.
В нашей стране действует ГОСТ 19245-93 «Коляски детские. Общие технические условия», в котором прописаны основные элементы сборочных единиц колясок (шасси и кузов, который должен включать также тент, фартук со смотровым окном или ветрозащитным щитком, страховочный ремень, матрац), а также в пункте 5.2 указано, что массу коляски следует определять без дополнительных легкосъемных элементов. Все вышеперечисленные части (противомоскитная сетка, чехол для ног, корзина для вещей) как раз и являются такими легкосъемными элементами коляски. И не надо отделять их от коляски. Вот она такая, со всеми этими своими частями.
Возможно, сумку для вещей, которая имеет ручку для переноски, может быть отсоединена от коляски и использована отдельно от нее, и следует классифицировать отдельно в товарной позиции 4202. Но все равно ставка НДС на саму детскую коляску со всеми ее легкосъемными элементами согласно Налоговому кодексу должна быть 10 %.
3. Пластилин для детской лепки.
В деле № А50-3494/2017 так описан товар: «пластилин для детской лепки в виде различных форм, в состав которого входят: карбонат кальция, воск, минеральное масло, красящие пигменты ароматизаторы. Пластилин при разминании согревается и принимает требуемую форму, может быть использован несколько раз, не теряет мягкости, предназначен для детской лепки, в том числе с набором формочек».
В ходе оформления товара таможенным органом была проведена таможенная экспертиза. По результатам экспертизы таможенный эксперт сделал вывод о том, что исследованные товары являются тестом для лепки - пластичными массами на основе крахмалопродуктов (полисахаридов), с добавкой неорганического компонента (хлорида натрия (поваренной соли), соединений кальция), красителей (пигментов) и ароматизаторов. Состав и свойства исследованных пластичных масс характерны для теста для лепки и не характерны для пластилина и массы для лепки. При этом спорный товар - тесто для лепки отличается от пластилина как по материалу изготовления, так и по своим потребительским свойствам.
Таможня с кодом товара 3407 00 000 0 согласилась, но изменила описание товара, указав, что товар является не пластилином, а тестом для лепки, соответственно обложив товар НДС по ставке 18 %.
Здесь можно указать на следующие обстоятельства.
Когда-то давно Союзбытхимом был утвержден отраслевой стандарт ОСТ 6-15-1525-86 «Пластилин детский», согласно которому пластилин представляет собой однородную пластичную массу смеси минеральных и нефтяных продуктов, полиэтилена, наполнителей и красителей. Однако время идет, прогресс остановить невозможно, и появляются совершенно новые составы пластилина, имеющие или не имеющие отношение к этому ОСТ. Так, по отечественному патенту № 2252946 в состав пластилина входит более 50 % крахмала. При этом технической задачей изобретения является повышение интенсивности окраски и размягчаемости пластилина, которая решается тем, что пластилин, включающий мягчитель, парафин, пигмент, наполнитель, дополнительно содержит низкомолекулярный полиэтилен, а в качестве наполнителя используется крахмал. И что, такой пластилин уже не пластилин, а непонятно какое тесто для лепки? И НДС не 10, а 18 %? Побойтесь бога, господа!
То, что упаковка товара включает набор формочек для лепки, тоже не изменяет его назначение как детского пластилина, даже, наверное, подчеркивает его назначение как товара детского ассортимента. И классифицируется такой товар по Правилам 1 и 3(б) как пластилин для детской лепки.
Отметим, что другой арбитражный суд в деле № А51-12181/2016, рассмотрев товар, состоящий из воды, пшеничной муки, ванильного экстракта, белого вазелина, поваренной соли, консерванта, хлорида кальция, пигмента цвета, вполне обоснованно указал, что в целом спорный товар является мягким пластичным материалом, который при лепке не липнет к рукам, не рвется и не твердеет, по своему назначению имеет признаки пластилина, поэтому подлежит обложению НДС по ставке 10 %. Все разумно.
Есть Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 г. № 304-КГ16-2895, касающееся, правда, иного товара – кормовой добавки холин хлорид, но тоже из перечня постановления Правительства № 908. В этом Определении сказано следующее: «ввозимый товар предназначен для использования в публично-значимых целях - для развития сельского хозяйства, то есть в тех целях, для достижения которых законодатель установил таможенную льготу в виде налоговой ставки 10 % по налогу на добавленную стоимость». Точно также все рассмотренные выше детские товары – кровати, коляски и пластилин, ввозятся для использования в совершенно конкретной публично-значимой цели - для защиты семьи, материнства и детства, то есть именно в той цели, для достижения которой законодатель и установил таможенную льготу в виде налоговой ставки 10 % по НДС. Отрицать эту цель невозможно, но, как показали рассмотренные выше дела, некоторые органы ее могут просто игнорировать. То, что детские кровати ввезены в комплекте с матрасиком, люлькой и балдахином, детские коляски ввезены со своими легкосъемными элементами, а детский пластилин отличается составом от пластилина по старому ОСТ и имеет в комплекте формочки, не отменяет того, что это по-прежнему детские кровати, детские коляски и детский пластилин.
Следуя логике некоторых таможен и судов, и все остальные товары детского ассортимента, указанные в постановлении Правительства № 908, можно при некотором желании обложить НДС по ставке 18 %. Например, если постельное белье из хлопчатобумажной пряжи содержит некоторый процент льняной пряжи, то уже, вроде как, не соответствует описанию товара в субпозиции 6302 31 000 0, а если шапки из овчины имеют текстильную подкладку, то они, опять же вроде как, не соответствуют описанию в подсубпозиции 6506 99 907 0, и т.д. Ко всем кодам можно придумать некое искусственное ограничение, и уже, глядишь, ни один товар детского ассортимента не попадет под льготную ставку НДС. Как говорится, небольшая ловкость рук, и никакого мошенства. И можно гордо рапортовать о довзыскании и недопущении.
На наш взгляд, это весьма порочная практика, которую реализуют должностные лица некоторых таможен в отношении товаров детского ассортимента, демонстрируя либо свою некомпетентность, либо, наоборот, излишне «глубокое» понимание задач, стоящих перед Таможенной службой. Поэтому ФТС должна немедленно уволить должностных лиц, причастных к этим делам за их полное служебное несоответствие.
Что касается правосудия, то это не правосудие, а прямое нарушение Конституции и Федерального закона и дискредитация социальной политики государства, когда суды не в состоянии дать правильную оценку противоправным действиям должностных лиц таможни.
Вот и возникают недоуменные вопросы. Почему в нашей стране отдельные таможни присвоили себе право решать по надуманному основанию, какие товары детского ассортимента, упомянутые в Налоговом кодексе, облагать НДС по ставке 10 %, а какие облагать по ставке 18 %? Почему отдельные арбитражные суды игнорируют мнение Верховного Суда, недвусмысленно выраженное в Определении от 25.04.2016 г. № 304-КГ16-2895, и потворствуют нарушению Конституции и Федерального закона? Почему?
Эпов А.Е.