Уважаемые коллеги!
Цель моего доклада - осветить различные возможности ввоза оборудования для нефтегазового сектора на таможенную территорию таможенного союза с учетом изменений таможенного законодательства, которые происходили в последнее время.
В содержании доклада можно выделить три части (слайд № 2):
Первая посвящена классификации оборудования в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза.
Вторая – ввозу оборудования по договору финансовой аренды, т.е. лизинга.
В третьей части я расскажу о проблемах ввоза оборудования в качестве вклада в уставный капитал организации с иностранными инвестициями.
Остановлюсь подробнее на каждом из указанных направлений.
(слайд № 3) В настоящее время Таможенным кодексом таможенного союза предусмотрено положение, обязывающее таможенную службу давать разъяснения по классификации товаров.
Так, Федеральной таможенной службой периодически издаются распоряжения, содержащие подробные разъяснения. Например, распоряжение от 22 декабря 2009 года № 229-р содержит товарную позицию 8705 «установки для бурения на самоходном шасси». Данное распоряжение утрачивает силу 5 мая 2011 года и ему на смену приходит новое распоряжение от 19 января 2011 года № 6-р, товарная позиция 8705 в нем сохранена (слайд № 4).
Таможенная служба выдает предварительные решения о классификации товаров. Обращаю Ваше внимание, что интернет портал www.customs.ru содержит перечень предварительных классификационных решений, которые были ранее получены организациями. Примеры готовых предварительных решений о классификации различных буровых установок и агрегатов показаны на слайде (слайды № 5, 6).
В том случае, если ввозимое оборудование не включено в перечень, утвержденный распоряжением, а также о нем нет информации на сайте таможенной службы, то имеется возможность обратиться в таможенные органы за получением предварительного классификационного решения.
Рассмотрим преимущества получения предварительного решения о классификации товаров (слайд № 7).
- предварительное решение принимается заблаговременно до совершения таможенных операций.
- является обязательным при декларировании товаров на территории государства – члена таможенного союза, таможенный орган которого принял предварительное решение.
- получение предварительно решения сокращает время проведения таможенных процедур, помогает избежать непредвиденных ситуаций, например, непринятия кода таможенными органами.
Существующая на сегодняшний день нормативно-правовая база по принятию предварительного решения представлена на слайде № 8.
Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 260 утверждены форма предварительного решения по классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ТС и порядок ее заполнения.
ФТС России своим приказом от 25.10.10 № 1957 утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги по принятию предварительного решения по классификации товаров. Таким образом, выдача предварительного решения является государственной услугой. Данный регламент издан на основании таможенного законодательства, а также Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Очень важно, что регламент максимально предусматривает открытость и прозрачность взаимодействия таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности – если раньше мы не знали, кому звонить, как отследить движения документа, то теперь регламент предусматривает все нюансы. Очевидно, что новым законодательством действительно предусмотрена ориентация услуг, предоставляемых государственных органов, на потребителя.
Куда следует обращаться за получением предварительного решения о классификации товаров? На слайде № 9 перечислены управления, входящие в структуру таможенных органов, уполномоченные выдавать решения о классификации товаров.
Согласно Административному регламенту это: Управление товарной номенклатуры ФТС России, Дальневосточное таможенное управление, Приволжское таможенное управление, Северо-Западное таможенное управление, Сибирское таможенное управление, Уральское таможенное управление, Центральное таможенное управление, Южное таможенное управление (представлены на слайде № 10).
Сроки принятия предварительного решения по сравнению со старым таможенным законодательством не изменились: решение должно быть принято не позднее 90 дней со дня регистрации заявления. В случае необходимости предоставления дополнительных документов срок приостанавливается.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда организация ввозит оборудование в несобранном и разобранном виде, в том числе некомплектном и незавершенном виде, ввоз которого предполагается различными товарными партиями. Для этого случая таможенное законодательство предоставляет возможность декларировать такие товары с указанием одного классификационного кода (слайд № 11).
Хочу обратить ваше внимание на то, что недавно таможенной службой издан приказ от 04.02.2011 N 206 "Об утверждении Инструкции об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар". Данный документ вступает в силу 30 апреля 2011 года и определяет процедуру декларирования товаров, поступающих отдельными партиями по одному классификационному коду.
В случае декларирования товара с указанием одного классификационного кода, необходимо соблюдение следующих условий:
- заблаговременно обращаться в ФТС России за решением о классификации товаров. Такое решение, в отличие от предварительного решения, принимает только ФТС России на основании письменного заявления.
- поставка должна быть осуществлена в адрес одного получателя в рамках одного контракта или в качестве вклада в уставный капитал организации.
- таможенное декларирование осуществляется одному таможенному органу.
Получение такого решения о классификации товаров позволяет существенно уменьшить сумму таможенных платежей. В настоящее время ставки таможенных пошлин на многие виды оборудования обнулены. Однако ввиду того, что оборудование поставляется частями, таможенный орган принимает коды именно этих частей, а не всей технологической линии или агрегата, что существенно увеличивает сумму таможенных платежей и усложняет процесс таможенного оформления. Принятие решения о классификации товара по одному коду с нулевой ставкой пошлины позволяет декларировать такие товары не как части оборудования, а кодом оборудования в сборе.
Порядок получения такого решения о классификации товаров подробно изложен в статье 107 Закона «О таможенном регулировании».
Перейду ко второй части доклада, посвященной ввозу оборудования по договору финансовой аренды (лизинга). (слайд № 12):
(Слайд № 13)
Остановимся подробнее на основных понятиях (слайд № 14):
К числу основных правовых актов, регламентирующих применение международного лизинга в РФ, относятся Конвенция УНИДРУА «О международном финансовом лизинге».
Конвенция принята в 1988 году, Россия присоединилась к этой Конвенции в 1998 году (10 лет спустя). Конвенция регулирует правоотношения арендатора и арендодателя, расположенных в разных государствах.
Согласно Конвенции, в сделке финансового лизинга арендодатель заключает по спецификации арендатора договор поставки с поставщиком, в соответствии с которым арендодатель приобретает оборудование на условиях, одобренных арендатором в той мере, в которой они затрагивают его интересы.
При заключении договора лизинга арендатору предоставляется право использовать оборудование взамен на выплату периодических платежей.
По сделке финансового лизинга арендатор определяет оборудование и выбирает поставщика, не полагаясь в первую очередь на арендодателя.
В 1998 году в России был принят Федеральный закон «О лизинге». Согласно Закону, лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг.
В соответствии со статьей 665 Гражданского кодекса РФ, по договору лизинга арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором финансовой аренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется арендодателем.
Вернемся к таможенным правоотношениям.
При ввозе предмета лизинга на таможенную территорию таможенного союза применяются, как правило, две таможенные процедуры: выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска) (слайд № 15).
Рассмотрим сначала таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Выпуск для внутреннего потребления – это таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению.
Данная таможенная процедура целесообразна для долгосрочных лизинговых контрактов с последующим приобретением предмета лизинга в собственность.
Иногда предприниматели считают целесообразным помещать ввозимые товары под таможенную процедуру временного ввоза (или допуска).
Остановимся на этой таможенной процедуре подробнее.
Временный ввоз (допуск) – это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.
Под данную таможенную процедуру помещаются товары, которые можно идентифицировать. Существуют ограничения по пользованию и распоряжению товарами. Например, товары должны оставаться в неизменном состоянии. Кроме того, временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта (кроме целей его технического обслуживания, ремонта и иных случаев с разрешения таможенного органа). Срок временного ввоза не может превышать два года.
Важным является вопрос взимания таможенных платежей при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза. Здесь возможно полное условное либо частичное условное освобождение от уплаты таможенных платежей (слайд № 16).
В случае если оборудование включены в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки, утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 18.06.10 № 331, то такие товары подлежат полному условному освобождению от уплаты таможенных платежей при помещении под таможенную процедуру временного ввоза. В перечень включены товары, временно ввозимые для демонстрации на выставках, рекламные материалы, товары, временно ввозимые для целей применения в сфере науки и культуры, для оказания международной помощи, а также автомобильные транспортные средства для международной перевозки грузов – оборудование для нефтегазового сектора в данный перечень не включено.
Если товары не включены в данный перечень, то они подлежат частичному условному освобождению. Частичное условное освобождение предполагает ежемесячную уплату 3 % от суммы таможенных платежей на дату помещения под таможенную процедуру временного ввоза.
По истечении срока временного ввоза обычно используется либо реэкспорт (т.е. обратный вывоз), либо таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
При этом следует обратить внимание на определение таможенной стоимости, курс валют и ставки таможенных пошлин, налогов.
Разъяснения по этим вопросам можно найти в Таможенном кодексе таможенного союза (слайд № 17):
1. При изменении таможенной процедуры таможенная стоимость определяется на день принятия таможенной декларации при первом помещении под таможенную процедуру, в данном случае, под таможенную процедуру временного ввоза.
2. При помещении временно ввезенных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления ставки таможенных пошлин, налогов и курс валют определяется на день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза.
В настоящее время законодательством четко установлена уплата процентов за отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей за период, когда применялось полное или условное освобождение.
Таможенные органы вправе требовать обеспечение уплаты таможенных платежей при временном ввозе, что снижает привлекательность данной процедуры. В основном это денежный залог или банковская гарантия.
На слайде № 18 представлена сравнительная таблица применения таможенных процедур выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза (допуска):
И, наконец, остановлюсь на третьей последней части доклада (слайд № 19).
Тема ввоза оборудования в уставный капитал особо интересна, поскольку данная процедура предполагает льготы по уплате таможенной полшины и НДС.
Льготы по уплате таможенной пошлины (слайд № 20). С 2006 года в отношении многих видов технологического оборудования ставки пошлин были обнулены. Ввозные таможенные пошлины установлены в отношении совсем небольшого количества товарных позиций, в которых классифицируется промышленное оборудование.
Но, например, в отношении буровых установок Таможенным тарифом ТС установлены ставки пошлин – в отношении новых в районе 15% от ТС, б/у 4,4 евро на 1 куб. см.
Выпуск оборудования, ввозимого в качестве вклада в уставный капитал, осуществляется условно. Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничением по пользованию и распоряжению товарами. Вопросы условного выпуска регулируются статьей 200 Таможенного кодекса таможенного союза.
Предоставление льгот по уплате ввозной таможенной пошлины регулируются следующими документами:
1. В соответствии с Соглашением от 25 января 2008 года «О едином таможенно-тарифном регулировании» допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.
2. Согласно решению Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ», допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала.
Льготы предоставляются только организациям с иностранными инвестициями. В решении Комиссии таможенного союза это требование не указано, тем не менее, данное требование отмечено в Соглашении, которое имеет большую юридическую силу.
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.07.96 № 883 «О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и НДС в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями» товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
- не являются подакцизными;
- относятся к основным производственным фондам;
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Федеральной таможенной службой издан новый приказ 12 июля 2010 № 1315 «Об условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций». Согласно данному приказу условный выпуск товаров, ввозимых в уставный (складочный) капитал, осуществляется при условии обеспечения уплаты условно начисленной ввозной таможенной пошлины (за исключением случаев, если сумма ТП не превышает 500 евро). Кроме того, вопрос условного выпуска контролируется ФТС России, куда в течении 5 дней после условного выпуска таможни направляют пакеты документов.
Следующая льгота, предусмотренная при ввозе оборудования в уставный капитал - льгота по уплате налога на добавленную стоимость (слайд № 21). Налоговое законодательство освобождает от налогообложения ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации.
Правительство РФ своим постановлением от 30.04.2009 № 372 утвердило Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), который включает в себя только то оборудование, аналоги которого не производятся в РФ.
Если ставка ввозной таможенной полшины в отношении оборудования составляет 0%, в случае, если технологическое оборудование не входит в названный перечень, не целесообразно осуществлять ввоз оборудования в уставный капитал с целью получения льготы. Дело в том, что в случае ввоза неуникального оборудования в уставный капитал, в отношении которого не предусмотрена льгота по НДС, впоследствии НДС не подлежит вычету. (В связи с тем, что условно выпущенные товары не имеют статуса товаров таможенного союза, а сохраняет статус иностранных товаров).
Таким образом, если ставка таможенной пошлины в отношении неуникального оборудования равна 0%, то останется уплатить НДС, который впоследствии подлежит вычету.
В каждом конкретном случае нужно просчитывать различные варианты ввоза оборудования. В связи с необходимостью вносить обеспечение уплаты таможенных платежей, а также в связи с тем, что список ранее названного постановления правительства ограничен, интерес у инвесторов к этой льготе практически отсутствует.
Если технологическое оборудование уникально и включено в перечень постановления правительства, тогда целесообразно воспользоваться этой возможностью.
Положительный момент (слайд № 22).
И законодательство таможенного союза, и российское национальное законодательство позволяют по истечении пяти лет с момента условного выпуска товаров повторно не заявлять таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. При этом у декларанта прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов и товары приобретут статус товаров таможенного союза, утратив статус условно выпущенных. Их владелец может свободно распорядиться товаром, в том числе продать его, не опасаясь применения к нему санкций за неуплату таможенных платежей.
Однако, в случае, если товары были условно выпущены до 01.07.2010 (дата вступления в силу Таможенного кодекса таможенного союза), срок в пять лет исчисляется только со 2 июля 2010. При этом по истечении пяти лет (2 июля 2015 года) у импортера прекращается обязанность по уплате таможенных платежей. Так трактует положения нового таможенного законодательства Минэкономразвития и ФТС России, возможны судебные разбирательства по данному вопросу.
Заключение.
Таможенное законодательство предоставляет различные возможности для участников внешнеторговой деятельности по ввозу оборудования. Исходя из целей ввоза и дальнейшей эксплуатации, имеется возможность выбрать таможенную процедуру, предварительно получить решение о классификации товаров, а в случае, если это целесообразно – осуществить ввоз оборудование в уставный капитал. При этом необходимо отметить, что только предварительный анализ предполагаемой сделки и определение оптимальных условий ввоза оборудования с привлечением логиста и таможенного представителя позволит существенно упростить поставку товаров и избежать проблем, связанных с выпуском товаров на таможенной территории таможенного союза.
Ионичева В.Н.