Система управления рисками – это риск для импортеров

Версия для печати

Концепция развития таможенных органов Российской Федерации одобрена правительством в конце 2005 года. Однако не все положения обновленного Таможенного кодекса способствую развитию должным образом. Требование об уплате таможенных платежей отменено, и плательщик узнает о списанных с него суммах постфактум, что отразится и на инвестиционной привлекательности страны для иностранных лиц. И таких юридических «уловок» в действиях таможенных служб встречается множество

Система управления рисками – это риск для импортеров

Новые стандарты таможенного законодательства (изменения и поправки в ТК)

С 1 октября 2009 года вступили в силу изменения в Таможенном кодексе Российской Федерации, существенно ужесточающие правила уплаты и администрирования таможенных платежей.

Внешнеторговый оборот приносил федеральному бюджету последние три года около 50% доходов, но это в условиях постоянного роста как объемов импорта и экспорта, так и цен на традиционные товары российского экспорта. Но даже в этих условиях таможенное администрирование подвергалось неустанной критике. Более 75% дел об оспаривании решений таможенных органов, связанных с взиманием таможенных платежей, ежегодно проигрываются таможенниками. Доля контрабандного, контрафактного и т. н. "серого" импорта (когда товары оформляются с существенным занижением сумм таможенных платежей) непозволительно велика. Теперь, когда доходы от внешнеэкономической деятельности значительно упали вместе с другими доходами бюджета, накопленные проблемы потребовали решительных мер.

В странах с развитой экономикой таможенное администрирование рассматривается как задача с двумя ключевыми параметрами: облегчение торговли (т.е. снижение издержек на административные процедуры) и обеспечение соблюдения законодательства. Разработаны принципы, инструменты и механизмы, с помощью которых достигается одновременно две цели. 

Основой, благодаря которой достигается разумный баланс интересов бизнеса и власти, являются: 

  1. партнерство и активное взаимодействие;
  2. таможенный контроль на основе анализа рисков и управления ими; 
  3. дифференцированные административные процедуры, применяемые к разным лицам и разным видам товаров. 

Все эти положения в виде конкретных мероприятий были заложены в Концепцию развития таможенных органов Российской Федерации, одобренную правительством в конце 2005 года. Под реализацию этих направлений были заложены соответствующие правовые механизмы и конструкции в Таможенном кодексе Российской Федерации.

Однако, что мы имеем на самом деле? То, что не все положения Таможенного кодекса должным образом реализуются, а мероприятия концепции не выполняются, хотя таможенная служба и бодро рапортует о высоких темпах реформирования.

Более того, власти начали ужесточать законодательство. Суть ключевых изменений в Таможенном кодексе состоит в следующем:

до недавнего времени принудительным мерам взыскания таможенных платежей предшествовало выставление требования об уплате. Был определен логичный алгоритм последовательных действий - сначала требование, потом срок, достаточный для оспаривания, а уже потом принудительные меры. Это гарантировало предварительный судебный контроль и защиту интересов плательщика в административных процедурах. 

Что мы имеем сейчас? Обращение взыскания на суммы авансовых платежей или денежного залога осуществляется без направления требования об уплате таможенных платежей, и без принятия решения о бесспорном взыскании. Таможенный орган обязан только проинформировать плательщика в течение одного дня после взыскания сумм таможенных платежей за счет авансовых платежей или денежного залога. Таким образом, плательщик узнает,что суммы денежных средств с него списаны, но уже постфактум, а информирование о состоявшемся обращении взыскания может быть недостаточно ясным для его оспаривания. 

Что это? Юридическая уловка для затруднения защиты своих прав плательщиком? Получается, что проще добавить хаоса в процесс, которого и так достаточно, чем повышать квалификацию сотрудников? Получается, что таможенная служба, до примитива упростила себе жизнь?! - зачем, что-то разъяснять или доказывать, если можно списать денежные средства со счета участника ВЭД, и бодро доложить о выполнении плана! А что потом? Да хоть потоп!

Еще хуже положение, если лицом, ответственным за уплату таможенных платежей, является иностранное лицо. Таможенный орган вправе потребовать у гаранта, выдавшего банковскую гарантию поручителя, уплатить суммы денежных средств в размере неуплаченных платежей! Либо обратить взыскание на предмет залога без выставления требования об уплате таможенных платежей, даже если иностранное лицо имеет филиал или представительство на территории России. 

Можно конечно предположить, что это нововведение направлено исключительно против иностранных перевозчиков, которые несут ответственность за уплату таможенных платежей в случае недоставки товаров при осуществлении международных перевозок. Однако на самом деле в законе речь идет о всех иностранных лицах, которые, имея на территории России свои филиалы или представительства, могут вести самостоятельно внешнеэкономическую деятельность.О каких инвестициях в российскую экономику можно говорить?

Любой участник ВЭД знает о том, как опасен чиновничий произвол, а особенно со стороны таможни. Основное оружие в борьбе с непокладистыми импортерами у таможни - это система управления рисками. При такой системе любой инспектор может на основании одной лишь интуиции выставить груз на так называемый полный таможенный досмотр со вскрытием всех упаковочных мест, пересчетом и перевзвешиванием. Для большой партии товаров подобная процедура может занять недели! Однако этим оружием можно пользоваться, когда товары еще находятся в стадии таможенного оформления. Для принуждения к дополнительной уплате таможенных платежей тех лиц, которые уже получили товары в свое распоряжение, таможенные органы получили еще дополнительные полномочия, а именно:

введен механизм приостановления банковских операций по счетам плательщика таможенных пошлин и налогов. Механизм предусматривает, что после вынесения решения о бесспорном взыскании, таможенные органы вправе заблокировать банковские счета должника на месяц, в течение которого может быть направлено в банк инкассовое поручение на бесспорное списание. Почему таможенный орган не может выставить инкассовое поручение одновременно с решением о бесспорном взыскании? Да потому, что на практике более 80% случаев принуждения к дополнительной уплате таможенных платежей со стороны таможенных органов незаконно. Зато теперь с таким механизмом и закон можно обойти, и давление на участника ВЭД усилить. Плюс ко всему таможенные органы получили право налагать арест на имущество плательщика, если это лицо имеет статус юридического лица или индивидуального предпринимателя. Достаточно простого факта наличия задолженности по уплате таможенных платежей! Хотя для наложения ареста у таможенного органа должны быть достаточные основания полагать, что плательщик "примет меры, чтобы скрыться, либо скрыть свое имущество". При этом законопроект не устанавливает, как такие "основания" должны быть зафиксированы!???

Другая крайность - сроки выставления требований об уплате таможенных платежей и направления решения о бесспорном взыскании удлинились и теперь не являются пресекательными для применения административных мер принуждения к уплате. В частности, при нарушении требований и условий таможенных процедур (таможенных режимов) требование об уплате таможенных платежей направляется в течение 1 года после дня обнаружения (этим днем считается день составления протокола об административном правонарушении) либо дня истечения "срока действия таможенного режима или применения таможенной процедуры". До 1 октября этот срок составлял 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Вроде бы при дефиците средств бюджета все должно быть наоборот: таможенные органы должны действовать быстрее для взыскания образовавшейся задолженности. Объяснение неутешительное: весь этот период таможенный орган получает возможность, если называть вещи своими именами, принуждать плательщика к "добровольной" уплате под угрозой применить меры, останавливающие бизнес (налагать арест на имущество), либо изымать деньги плательщика путем обращения взыскания на авансовые платежи или денежный залог. Очень оригинально таможня снижает давление на бизнес.

Вот и получается, что такими оригинальными средствами таможня собирается бороться с административным произволом, коррупцией за повышение конкурентоспособности российской экономики на мировом рынке.

И чем дальше, тем стандарты таможенного законодательство удаляются от основных принципов развития международной торговли.

Генеральный директор ЗАО «Русский Логистический Провайдер» Кисс Руслан Юрьевич

 

Кисс Р.Ю.

Показать больше