Государство должно услышать участников ВЭД

На состоявшейся 14 апреля встрече, организованной "Русским Логистическим Провайдером" в целях защиты прав и законных интересов участников ВЭД, принято решение направить в соответствующие государственные структуры Открытое письмо участников круглого стола о реальном положении дел в таможенной сфере и взаимоотношениях бизнеса и таможени, а также разработать и утвердить программу некоммерческого партнерства участников ВЭД и логистических операторов

Ситуация во внешнеэкономической деятельности, в части таможенного оформлением и таможенного контроля в России сложилась критическая. Это стало системной проблемой, которая угрожает не только реальному сектору экономики, но и безопасности страны. Мы не должны быть безразличными к ситуации, наше право и наша обязанность, как участников рынке ВЭД, хотя бы говорить об этих проблемах с тем, чтобы рано или поздно быть услышанными. Мы обязанны – донести прогноз возможных рисков и потерь, которое государство, экономика, могут получить в ближайшее время.

Каждый из нас по отдельности может сделать один маленький шаг в сторону защиты своих прав, в сторону защиты интересов государства, но все вместе мы сможем сделать гораздо больше. Нам ничто не мешает выступить единым фронтом и потребовать у соответствующих органов судебной, правовой и нравственной оценки ведомственных актов, решений ФТС и действий должностных лиц таможни. Стоит ли нам безразлично и бездейственно ждать самых печальных результатов неэффективного таможенного администрирования? Будем ли мы ждать и надеяться, что ситуация разрешится сама? Мы считаем, что это не справедливо. Не справедливо к участникам рынка, несправедливо к гражданам, несправедливо к будущему страны, несправедливо к власти, которая тоже рассчитывает на нашу активную гражданскую позицию.

Поэтому первоочередной задачей мы считаем необходимость создания совместного профессионального объединения, которое сможет организовать общественный контроль над деятельностью таможенных органов, привлечь внимание властей к ситуации, влиять на упрощение, прозрачность и простоту таможенного оформления и контроля. Это не коммерческий проект и не политический, это гражданская позиция патриотов России. Сегодня не стоит вопрос немедленного вступления или создания системы и процедуры взносов, сегодня стоит вопрос объединения усилий, прогрессивных и созидательных усилий, не с позиции критики, а с позиции конструктивного и делового влияния на ситуацию.

Предполагается, что создаваемая некоммерческая организация должна будет в рамках правового поля в судебном порядке, с помощью надзорных органов вывелет таможенную службу на деловой и конструктивный диалог, обяжет таможенную службу хотя бы соблюдать законы в интересах государства и бизнеса, учитывать интересы бизнеса, страны и экономики в реализации Программ и Концепций.

Сегодня таможня бодро докладывает, об успехах реализации Концепции переноса таможенного оформления к государственной границе, о выполнении планов сбора платежей и налогов в бюджет, о том, как все хорошо в таможенном администрировании и таможенном оформлении, что все осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом и законами РФ. А что же происходит на самом деле?

1. Полностью отсутствует диалог между бизнесом и таможней.

2. Происходит принудительный, без учета текущей ситуации, государственных, стратегических интересов, перенос таможенного оформления на границы РФ. Реализация Концепции проводится без одобрения Правительства и законодательных актов, причем сама Концепция в таком исполнении противоречит идее и логике создания Таможенного союза.

3. Закрыты крупнейшие терминалы на Северо-Западе, строительство которых было реализовано бизнесом в рамках Концепции ФТС по выносу таможенного оформления из города, генплана города, согласованного Администрацией города и Таможенной службы и которые полностью соответствовали требованиям и интересам государства и города в стратегическом развитии транспортно-логистической инфраструктуры региона.

4. Таможенное оформление производится на оставшихся терминалах, возможности которых в десятки раз ниже ликвидированных, что привело к созданию огромных очередей из грузового транспорта и многодневным простоям перед границей РФ и на дорогах города, к существенному снижению уровня и качества таможенного контроля.

5. Жесткое, необоснованное администрирование малого и среднего бизнеса со стороны таможенных органов, противоречивые, необоснованные и незаконные требования, неравная правоприменительная практика, повальные и не обоснованные корректировки таможенной стоимости.

6. Монополизация рынка таможенных услуг, выдавливание с рынка компаний с многолетним опытом работы в интересах РОСТЭКа. Ведение диалога только в составе ФТС – РОСТЭК. Повсеместная практика применения административного ресурса влияния на для руководителей таможенных постов по приоритетному приему деклараций от ФГУП РОСТЭК, что разрушает здоровую конкуренцию и ведет к монополизации рынка.

7. Искусственное создание негативного и криминального образа участника внешнеэкономической деятельности, дискредитация и ликвидация института брокерства.

8. Резкий и неуправляемый рост расходов на логистику и таможенное оформление, который неизбежно повышает себестоимость продукции и приводит к необоснованному росту цен (простои транспорта, аренда контейнеров, корректировки таможенной стоимости, порча скоропортящегося груза, в 5-6 раз возросли ставки за терминальные услуги)

9. Жесткое и необоснованное адинистрирование бизнеса, заставляет участников ВЭД искать новые транспортны е и логистические маршруты, в обход РФ, по белорусскому и казахстанским направлениям по которым будут идти грузы. Уже создано несколько контейнерных поездов (Клайпеда – Минск – Москва, Ильичевск – Киев-Минск-Клайпеда, Ильичевск – Баку – Актау), в Казахстане на инвестиции из КНР строятся новые терминалы. При этом в Казахстане и Белоруссии индексы таможенной стоимости (ИТС) в 3 – 4 раза ниже российских. Не надо быть пророком, чтобы предсказать, по каким маршрутам пойдут грузы, и чьи бюджеты пополнят налоги и пошлины.

10. Исходя из проекта нового федерального закона "О таможенном регулировании" и Таможенного Кодекса Таможенного Союза, с 01 июля следует ждать дополнительных барьеров и дополнительной нагрузки на всех участников цепочки поставки экспортно-импортных грузов, что неизбежно приведет к росту расходов, увеличению сроков простоя и времени прохождения таможенных формальностей.

Отдельно хочется отметить вопиющую ситуацию, инициированную ФТС по закрытию крупнейших таможенных терминалов в Санкт-Петербурге. Парадокс ситуации состоит в том, что ФТС, закрывая крупнейшие терминалы, не предложила взамен равноценных и равнозначимых комплексов на границе. Тем самым спровоцировала транспортный коллапс в Северо-Западном регионе. Безответственные решения и действия руководства хорошо видны и на стадии согласования строительства объектов, и на стадии их внезапного закрытия. Более того, коррумпированность таможенной сферы (официальная версия закрытия терминалов – обнаружение партии контрабандных товаров) была каким-то чудесным образом списана на бизнес, а не на собственных сотрудников, без участия которых нелегальный ввоз груза был бы невозможен.

По словам представителей компаний – владельцев терминалов - "Транссфера", "Корпорация Стерх" и "Северные ворота", строительство объектов велось по согласованию и под контролем городской Администрацией и руководителями СЗТУ. Чиновники просили бизнес построить на окраине города у КАД новые современные терминалы, которые предназначались не только для таможенного оформления, но и для стоянки грузового автотранспорта, и для склада временного хранения, и для продукции, требующей особых температурных режимов хранения (скоропортящиеся продукты, продукты питания и т.п.). Основной функцией терминала была организация таможенного оформления и контроля за пределами города, которая бы способствовала освобождению города от скопления грузового транспорта, что полностью соответствовало концепции развития Санкт-Петербурга и концепции переноса таможенного оформления к границам РФ. Сроки окупаемости проектов 8 – 10 лет.

Город получил современные грузовые терминалы, грузовой транспорт объезжал город по кольцевой автодороге, ФТС получила современные и хорошо оборудованные рабочие места, бизнес – возможность быстро проходить таможенные формальности, а при необходимости – размещать свой груз на складах терминала, владельцы терминалов создали дополнительные рабочие места. Одним словом – выгодно и удобно было всем!

И вдруг, за 2 дня владельцев терминалов предупреждают об их закрытии! Бизнес находится в растерянности, - к новым логистическим маршрутам никто не готовился, да они и не возможны, хотя бы потому, что из Финляндии в Санкт-Петербург ведет всего одна транспортная магистраль, работников терминала никто не предупредил, что ФТС больше не нуждается в терминалах .

Такое решение чиновники от ФТС, мотивируют реализацией Концепции переноса таможенного оформления к государственной границе, борьбой с контрабандой, необходимостю загрузить морской порт, и с каждым днем причин становится все больше и противоречивей. По заявлениям ФТС, оказывается, во всем виновата неправильная логистика, растущий грузопоток и недоставка грузов! Позвольте, но по словам руководителя ФТС недоставка составляет 0,01%, и неужели так плохо, что экономика России оживает и восстанавливается после кризиса, отсюда и растущий грузопоток! Не понятна логика ФТС закрыть современные терминалы, чтобы через 20 – 50 км построить на государственные средства новые. Какой смысл бездумно выбрасывать на ветер сотни миллионов долларов? А использовать интернет , информационные технологии, электронные средства, систему Глонасс, например, гораздо эффективнее, дешевле и перспективнее.

Видимо отдельные чиновники от ФТС считают, что могут нагло и безнаказанно лгать бизнесу, вводить в заблуждение руководство страны! Как, например, заявления по поводу наличия мнимых заявок на строительство новых терминалов на приграничных землях. Нет ни одной заявки даже на исследование земли по одной простой причине – территорий для строительства на границе нет! Есть отдельные небольшие участки земли, или земли лесного хозяйства. Все эти земли нужно переводить под другое назначение, что занимает время, значительное время - годы. А об электричестве кто-нибудь подумал, которого там тоже нет! Есть только мнимые заявки от РОСТЭК на строительство инфраструктуры за счет государственных средств.

Наступило время всеми возможными законными способами решать проблемы взаимодействия бизнеса и таможни. Именно таможенные чиновники сегодня на примере взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности демонстрируют полное неуважение к закону, бизнесу, к интересам государства.

Каждый из нас имеет полноценное право вступить в организацию, объединяющую импортеров, экспортеров, транспортных, складских и таможенных операторов, в интересах защиты своих прав, в интересах государства, в интересах будущего России.

Результатом встречи стали два решения:

1. Составить и направить в соответствующие государственные структуры Открытое письмо участников круглого стола о реальном положении дел в таможенной сфере и взаимоотношениях бизнеса и таможени.

2. Разработать и утвердить программу некоммерческого партнерства участников ВЭД и логистических операторов.

 
Top.Mail.Ru