Блеск и нищета таможенного администрирования

Версия для печати

Меньше двух недель остается до 1 июля, когда внешняя торговля России начнет работу в новых условиях таможенного союза. Что ждать, на что надеяться? Конечно, никто не рассчитывает, что 1 июля работа начнется с того, что должностные лица таможен вручат цветы и свое радушие участникам ВЭД, или же, наоборот участники ВЭД придут к инспекторам таможен с цветами, хотя это может и не самый плохой вариант для начала работы в новых условиях. Но, все же, чего ждать? Новой таможни, нового современного, в соответствии с условиями Киотской конвенции, таможенного администрирования, или же таможня возьмет с собой все свои нынешние пороки - непрозрачность, волюнтаризм, бюрократию, низкий профессионализм и отсутствие правопреемственности в решениях?

Блеск и нищета таможенного администрирования

Федеральная таможенная служба России – это социально-экономический институт государства, который посредством выполнения возложенных на него функций, оказывает услуги государству, обществу, участникам ВЭД, т.е. выполняет сервисную функцию. Тем самым ФТС оказывает системное воздействие на сферу внешнеэкономической деятельности

Таможенная служба является службой государственной, и, что бы ни говорили, она дает сотрудникам таможенных органов большие полномочия и возможности, но в большей мере накладывает на них ответственность перед государством, гражданами, обществом.

Уважительное отношение к сотрудникам таможни - это правило общения бизнеса с госорганами, и это правило ни менять, ни оспаривать нельзя. Уважительное отношение к сотрудникам таможенных органов означает уважение к государству, к своей стране, родине. Как бы ни складывались отношения таможни с бизнесом, бизнес не собирается менять формат общения с таможней с уважительного и делового на какой либо другой, или выходить в отстаивании своих прав за рамки правого поля. И жизнь это подтверждает, даже если отдельные таможенные чиновники позволяют себе совсем неуважительный и неделовой формат общения с бизнесом.

Человек перестал быть основной ценностью в системе таможенных органов. В результате - моральная подавленность сотрудников таможни, боязнь ответственности, безынициативность, снижение профессионализма и квалификации, увеличивающие количество ошибок и волюнтаристских решений в правоприменительной практике, избегание ответственности. Кроме этого, постоянно увеличивается нагрузка на сотрудников в результате перераспределения потоков и значительного уменьшения мест доставок, когда сотруднику приходится работать с двойной, а порой даже с тройной нагрузкой. За последние несколько лет на отдельных таможнях уже неоднократно полностью обновлялся состав сотрудников. Однако эти замены, кроме как к ухудшению качества работы не привели. Да и сложно ожидать каких либо улучшений, когда со сменой руководителя направленность работы порой меняется на 180 градусов, а руководители таможен в последние годы меняются порой по нескольку раз в год.

В этом и состоит суть отношений бизнеса и таможни. Нельзя проецировать существующее отношение к бизнесу и участникам ВЭД отдельных таможенных чиновников и, в свою очередь, реакцию бизнеса на деятельность этих чиновников - на отношения бизнеса и таможенной системы. Пусть даже и не реализуется главная стратегическая цель функционирования таможенных органов - максимальное содействие работе добросовестного бизнеса.

Таможенная система в последние годы живет своей жизнью, очень далекой от жизни экономики государства и проблем частного бизнеса, что очень наглядно подтверждается реализацией таможенными органами возложенных на них функций.

В последнее время таможне прощается много нарушений законодательства, прощается как бы в угоду интересов государства – таможенные органы "взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию". Фискальная функция таможенных органов - нужная и очень важная. Понимая важность уплаты таможенных платежей, бизнес максимально старается выполнять требования государства. ФТС с блеском докладывает о перевыполнении планового задания Правительства за 2009 года, больше чем на один процент. Нищета реализации этой функции таможенного администрирования состоит в том, что при абсолютизации фискальной функции в ущерб регулирующей и правоохранительной, таможенные органы не просто не перевыполнили плановое задание, они его банально не выполнили, достаточно провести анализ открытых данных СМИ и ФТС о возвратах необоснованно взысканных средств Газпрому (около 100 млрд.рублей), ТНК-ВР, и многим другим компаниям, а путем элементарного вычитания получается, что процент фактического невыполнения планового задания значительно больше, чем продекларированное перевыполнение. Только по данным ФТС, за 4 месяца 2010 по судебным решениям не в пользу таможенных органов возвращено 50% по проведенным корректировкам. Здесь, правда, данные ФТС разнятся, - в январе ФТС докладывало о сумме корректировок в 27 млрд.рублей, в мае эта сумма уже стала 14 млрд.рублей. Возращено Газпрому 49 млрд.рублей и около 60 млрд. рублей в зачет будущих платежей, а также компенсирован причиненный ущерб ТНК-ВР порядка 6,2 млрд.рублей, и т.п. В любом случае эти действия не принесли пользы ни государству, ни бизнесу. Количество исков против незаконных действий таможенных органов просто огромное, и количество решений судов не в пользу таможенных органов так же огромно.

Может быть, настало время оценивать деятельность таможни исходя из того, какой вклад она вносит в решение стратегических народнохозяйственных задач? Таможня является частью системы народного хозяйства страны. А это значит, что её целевые установки и, соответственно, деятельность в стратегическом, тактическом и оперативном разрезе должны быть органично "встроены" в цели социально-экономического развития страны. При этом степень этой "встроенности", выраженная в соответствующих результатах деятельности таможни, и должна являться объектом её оценки. Как пример, исполнение ФТС указаний Премьер-министра об упрощении процедур оформления биоресурсов российскими рыбаками, выловленных в российских водах – время исполнения наступило, решений нет, предложений нет и нет исполнения.

Пора уже внедрить в практику при оценке деятельности таможенной службы использование показателя уровня собираемости таможенных платежей. Данный показатель рассчитывается как отношение фактически перечисленной в бюджет суммы таможенных платежей к расчетной величине таможенных платежей. То есть, сопоставляется, сколько таможенных платежей должно быть перечислено, исходя из фактических макроэкономических параметров, и сколько реально перечислено в бюджет.

В данном случае контроль перечисления таможенных платежей будет осуществляться исходя из расчетных макропоказателей, которые рассчитывает Министерство экономического развития, на основе которых делается расчет внешней торговли РФ и расчет доходных статей бюджета. Только в этих условиях, можно будет говорить, о точном и качественном исполнении планового задания Правительства, об эффективной таможенно-тарифной политики, об эффективности принимаемых правительством мер по защите российской экономики и российских производителей, о развитии импортозамещающих секторов экономики. Более того, максимально приближенное соответствие перечислений к расчетным макропоказателям позволит качественно оценивать эффективность работы таможенных органов и реальные размеры ввозимой контрабанды, в таких условиях можно говорить о точном и качественном исполнении планового задания Правительства. В противном случае неконтролируемый процесс контроля и корректировки таможенной стоимости в интересах только выполнения плана будет приносить вред и ущерб как предпринимателям, так и экономике страны.

Для эффективной и качественной реализации фискальной функции, ФТС должна быть подконтрольна Министерству экономического развития для того, чтобы точно и в соответствии с расчетными макропоказателями осуществлять мониторинг перечисления в бюджет таможенных платежей и сборов.

Еще одна функция таможенных органов – таможенные органы "ведут борьбу с контрабандой и иными преступлениями, административными правонарушениями в области таможенного дела, пресекают незаконный оборот через таможенную границу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оружия, культурных ценностей, радиоактивных веществ, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации". Блеск с которым ФТС докладывает об успехах борьбы с правонарушениями в таможенной сфере ограничен исключительно статистикой – количеством возбужденных дел, как административных, так и уголовных. Однако за статистикой, постоянного роста возбужденных дел не видно реального положения дел. Нищета реализации таможенными органами правоохранительной функции состоит в том, что порочный круг, в котором находятся таможенные органы – контроль своими силами за собой - не дает и не может дать положительного результата, т.е. существенного снижения объемов контрабанды и уровня коррупции в таможенных органах. Может, наступило время сторонней помощи для ФТС в наведении порядка в вопросах контрабанды и коррупции? Да и, как показывает опыт, поиском нарушений оперативные органы таможни занимаются исключительно в пределах легитимных грузопотоков. Поэтому и в отчетах ФТС тысячи административных дел на совсем уж незначительные суммы, но при этом, тут же всплывает каким-то образом проехавшие мимо таможни 1,5 тысяч фур или несколько тысяч контейнеров на млрд.долларов убытка! Может быть в рамках компетенции Федеральной службы безопасности взять под контроль деятельность таможенных органов по реализации данной функции, хотя бы в интересах экономической безопасности государства?

Может пора уже внедрить при оценке эффективности таможенных органов по реализации данной функции показатель уровня нелегального ввоза, который можно рассчитывать как отношение объема импорта товаров (на основании официальной статистики РФ) и объема экспорта товаров в Россию из стран контрагентов на основании данных Банка России и Международного валютного фонда?

Как дополнительный (вспомогательный) критерий можно использовать сумму недополученных таможенных платежей в связи с нелегальным ввозом товаров, исчисленных, исходя из объемов нелегального ввоза и фактического среднего уровня налогообложения в отчетном бюджетном периоде.

Для оценки деятельности таможенной службы и ее подразделений пора уже ввести показатель доли товаров, по которым выявлены нарушения в результате проверочных мероприятий, проводимых после таможенного оформления, к общему объему оформленных товаров. При этом должны учитываться все последующие проверочные мероприятия, как вышестоящих таможенных органов, так и других контрольных органов, в том числе и Счетной палаты.

Для оценки издержек государства на проведение услуг по таможенному оформлению и таможенному контролю необходимо внедрить и использовать агрегированный показатель – удельные доходы государства на каждый рубль, вложенный в таможенную службу. Для оценки динамики издержек участников ВЭД на услуги по таможенному оформлению необходимо использовать показатель средневзвешенной доли издержек участников ВЭД на таможенные процедуры в общей себестоимости перемещаемых товаров.

Для эффективной и качественной реализации правоохранительной функции ФТС должен быть подконтролен Федеральной службе безопасности хотя бы потому, что все таможенные правонарушения и преступления находятся в сфере международных отношений и несут вред в первую очередь безопасности страны, как экономической, так и общей.

В соответствии с основными задачами экономического развития России определены стратегические цели работы ФТС, которые утверждены Правительством РФ:

Первая цель - повышение уровня соблюдения таможенного законодательства РФ, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин налогов и таможенных сборов.

Степень достижения этой цели оценивается показателями:

- доля исков (заявлений) к таможенным органам, по которым судами приняты решения не в пользу таможенных органов, в общем количестве исков, рассмотренных судами;

- уровень исполнения ФЗ "О федеральном бюджете" в части перечисления таможенных платежей;

- доля таможенных платежей, перечисленных участниками ВЭД с нарушениями установленных нормативными документами сроков, в общей сумме перечисленных таможенных платежей в федеральный бюджет.

Вторая цель – повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников ВЭД и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем.

ФТС реализует поставленные Правительством цели как-то очень оригинально, с точностью до наоборот.

Вот и получается, что за блеском докладов и отчетов ФТС скрывается дикая нищета таможенного администрирования – невыполнение планового задания Правительства, высокие издержки бизнеса и государства, высокий уровень незаконных действий должностных лиц таможни, подтвержденные решениями судов различных инстанций, отстраненность таможни от бизнеса и все остальное, что принято называть таможенно-бюрократическими барьерами.

<--source-->Генеральный директор ЗАО "Русский Логистический Провайдер" Кисс Руслан Юрьевич

Кисс Р.Ю.

Показать больше