Модернизация через саморегулирование

Версия для печати

В настоящее время вопрос введения саморегулирования в области внешнеэкономической деятельности только обсуждается. Каким образом оно в конечном итоге будет реализовано в данной области экономики и будет ли в ней реализовано вообще, зависит от тех поправок, которые по этому вопросу сторонникам создания СРО в сфере таможенного дела удастся внести в "Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации". По мнению автора статьи Евгения Кошкарова, механизмы саморегулирования в области ВЭД целесообразно использовать прежде всего в вопросе ведения реестров субъектов внешнеэкономической деятельности: таможенных представителей, перевозчиков, владельцев СВХ и экономических операторов

Модернизация через саморегулирование

Премьер-министр Владимир Путин недавно заявил, что "Правительство РФ будет снижать административные барьеры двумя способами: введением заявительного принципа регистрации деятельности и передачей части функций на уровень саморегулируемых организаций (СРО)". На мой взгляд, они должны стать одним из основополагающих факторов модернизации экономики нашей страны. Напомню, что начало процессу было положено в 2007 году, когда российские парламентарии приняли Закон "О саморегулируемых организациях" (ФЗ-315). Его выход ознаменовал начало нового периода регулирующей роли государства в отечественной экономике.

Общеизвестно, что российское общество в большей или в меньшей степени и по сей день продолжает жить с наследием советских времен. Его краеугольным камнем является огромная роль государства, которую оно играет не только практически во всех областях жизни общества, но в том числе и в экономике. Так, в результате осуществленных активных экономических реформ к концу 1990-х годов прошлого века в России насчитывалось более 2000 регулируемых государством видов деятельности.

При этом в экономически развитых странах этот показатель не превышает 30-40. Именно поэтому в условиях современного мира с его стремительно меняющимися экономическими реалиями роль государства как глобального и всеобъемлющего регулятора начинает входить в прямое противоречие с требованиями развития и модернизации, причем не только собственно экономики, но и всего российского общества в целом. Ситуация обстоит таким образом, что в области становления и развития институтов саморегулирования в ближайшие несколько лет России необходимо пройти путь, на который у стран Европы и США ушли столетия. Полностью согласен с членом правления РСПП Леонидом Казинцем, который на прошедшем в конце апреля этого года I Всероссийском форуме саморегулируемых организаций сказал, что "профессиональное саморегулирование - это основа построения цивилизованных взаимоотношений между производителем, потребителем и государством".

Немного истории

Общепризнано, что самым древним объединением людей по профессиональному признаку, имевшим в себе все основные отличительные признаки саморегулирования, была действовавшая на древнегреческом острове Кос община врачей во главе с Гиппократом. Она просуществовала более 80 лет - с 460-го по 377 год до нашей эры. Позднее саморегулирование нашло свое развитие в профессиональных объединениях средневековых европейских ремесленников, выработавших знаменитое Магдебургское право. Если в те далекие времена общие цеховые правила и обычаи в первую очередь были направлены на соблюдение в той или иной степени единых технических стандартов, то в конце XIX века, на заре товарной экономики и сопровождавшей ее технической революции, саморегулирование начинает проникать и в сферу взаимоотношений между действующими лицами товарно-денежных отношений - продавцом и покупателем. При этом уже тогда источником новых регулирующих механизмов все чаще становилась ответственная гражданская позиция отдельных производителей и потребителей.

В качестве примера, подтверждающего сказанное, можно назвать так называемые комитеты бдительности, которые в 1906-1912 годах возникали в США. Одной из их главных целей было соблюдение принципов этики и достоверности на рекламном рынке. Входившие в эти комитеты представители бизнеса и общества совместно со СМИ активно включились в борьбу с имевшим тогда место распространением через рекламу неэтичной и неправдивой информации. Они проводили регулярный мониторинг рекламных сообщений, разрабатывали кодексы честной рекламы, вели переговоры с рекламодателями с целью изменения рекламных сообщений, которые вызывали нарекания со стороны потребителей. В результате этой многолетней кропотливой работы со временем в Соединенных Штатах появилась весьма эффективная система контроля, которая называется "БББ" (Better Business Bureau). Она функционирует по настоящее время, продолжая неусыпно следить за соблюдением этических принципов в рекламе. Следствием этого стал тот факт, что в США на государственном уровне так и не было принято федеральное законодательство, регулирующее рекламу. Исключением является лишь реклама продуктов питания, медикаментов, алкоголя и табака.

В России история саморегулирования начинается с создания в ходе проведения правовой реформы 1864 года системы адвокатуры, которую следует с полным основанием отнести к самоуправляющейся организации. Еще одним прообразом современной саморегулируемой организации можно по праву считать созданную в 1870 году Московскую биржу. Согласно уставу, на ее представительный орган - биржевой комитет - возлагалась защита интересов биржевого сообщества перед государственными и общественными организациями. Аналогичная идея была заложена и в деятельности нотариата и нотариальных палат.

Что же сегодня?

Пришла пора озадачиться вопросом: чем же в российской экономике в настоящее время является саморегулирование? Здесь следует отметить, что согласно современному определению "саморегулированием является легитимное регулирование определенных рынков и сфер деятельности самими экономическими агентами, с четко регламентированным вмешательством государства". В Законе РФ "О саморегулируемых организациях" приводится следующая формулировка: "СРО - это некоммерческая организация, созданная в целях саморегулирования, основанная на членстве и объединяющая субъектов предпринимательской деятельности, исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг), либо объединяющая субъектов профессиональной деятельности определенного вида".

По мнению Конституционного суда РФ, правовым источником самого явления саморегулирования в России является Конституция. Так, в своем постановлении от 19.12.2005 Конституционный суд указал, что "конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности предполагают развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций, и, соответственно, государственную поддержку и стимулирование гражданской активности в данной сфере". К настоящему времени в рамках реализации ФЗ-315 саморегулируемые организации уже начали действовать в таких областях, как строительство, арбитражное управление, аудит, пожарная безопасность, энергоаудит, оценка.

Сейчас в обществе активно обсуждается вопрос возможности создания СРО в туризме, рекламе, здравоохранении и ряде других областей российской экономики. По информации Минэкономразвития, на 20 апреля 2011 года в России были официально зарегистрированы 753 саморегулируемые организации. Причем 565 из них действует в отраслях, где членство в СРО сегодня является обязательным, участие в 182 организациях носит добровольный характер. При этом в России активно идет процесс развития и становления правовой базы в данной сфере. Так, по саморегулированию уже принято 8 отраслевых законов и еще в 15 отраслевых законах содержатся отдельные нормы, касающиеся саморегулирования.

Как известно, одной из важнейших отличительных особенностей современного производства товаров и услуг является многообразие по ассортименту и сложность в техническом исполнении выпускаемой продукции. Именно отсюда проистекает имеющееся сегодня бесконечное разнообразие хозяйственных связей и отношений, которые возникают между хозяйствующими субъектами различного рода рынков, а также между этими субъектами и государственными регуляторами. В таких условиях регулирование рынков чисто административными методами становится недостаточно гибким и, как следствие, неэффективным. Именно по этой причине государство вынуждено часть своих полномочий регулятора того или иного рынка возлагать на самих субъектов данной сферы экономической деятельности.

СРО - не самоцель

Соответственно, в этом и заключается политэкономическая идея саморегулирования. В целях ее развития Конституционный суд РФ в своем постановлении от 19.12.2005 указал, что "создание саморегулируемых организаций арбитражных управляющих практически одновременно с отказом от лицензирования деятельности арбитражных управляющих означает, что государство переложило на эти организации часть своих публично-правовых функций". Эту мысль резюмировал в своем интервью "Российской Бизнес-газете" автор указанного закона председатель Комитета Государственной думы по собственности Виктор Плескачевский: "Можно сказать также и то, что саморегулирование - это передача через аутсорсинг от государства профессиональному сообществу функции регулирования. Государство контролирует уже работу СРО, а не каждую организацию по отдельности".

Из всех указанных выше областей экономики, в которых уже начали работать саморегулируемые организации, наиболее интересным для рассмотрения представляется опыт работы строительных СРО. Тому есть несколько причин. Во-первых, в последнее десятилетие строительная отрасль в нашей стране переживает этап бурного роста и производит значительную долю внутреннего валового продукта. Следовательно, она в той или иной форме влияет практически на все стороны жизни нашего общества. Во-вторых, по причине большой концентрации в строительстве капитала в нем, как нигде больше, постоянно происходят реальные и весьма масштабные столкновения интересов различных участников данного рынка. Как следствие, на нем к настоящему моменту многократно возросла роль государства как регулятора указанной отрасли. Из-за чего в свое время при прогнозировании последствий введения саморегулирования в строительстве различными экспертами по этому вопросу зачастую вызывались диаметрально противоположные мнения.

Однако, несмотря на безусловное наличие в отрасли проблемных моментов, таких как высокий уровень финансовой нагрузки на членов СРО, недобросовестная конкуренция со стороны так называемых коммерческих СРО, недостаточная проработка правил и стандартов членов СРО, введению саморегулирования в строительстве чаще всего давалась общая положительная оценка. Так, в докладе Минэкономразтия "Об итогах анализа практики применения законодательства РФ о саморегулируемых организациях в отдельных сферах и отраслях экономической деятельности" говорится: "Следует отметить, что, по мнению участников рынка, создан сравнительно более эффективный механизм контроля за деятельностью строительных организаций - членов СРО, очевидно нуждающейся в определенном совершенствовании и развитии, однако даже на первых этапах функционирования системы саморегулирования обеспечивающий более оперативный и предметный контроль по сравнению с контролем, осуществлявшимся государственными лицензирующими органами".

Перспективы для ВЭД

В настоящее время вопрос введения саморегулирования в области внешнеэкономической деятельности только обсуждается. Каким образом оно в конечном итоге будет реализовано в данной области экономики и будет ли в ней реализовано вообще, зависит от тех поправок, которые по этому вопросу сторонникам создания СРО в сфере таможенного дела удастся внести в "Закон о таможенном регулировании в Российской Федерации". По нашему мнению, основываясь на опыте других отраслей, механизмы саморегулирования здесь целесообразно использовать прежде всего в вопросе ведения реестров субъектов внешнеэкономической деятельности: таможенных представителей, перевозчиков, владельцев СВХ и экономических операторов. Как известно, на сегодня, согласно действующему законодательству о таможенном регулировании, в нашей стране эта функция возложена на ФТС России.

Основные цели, которые должна преследовать данная законодательная новелла, можно сформулировать следующим образом: дебюрократизация ВЭД, борьба с коррупцией в околотаможенной сфере, улучшение инвестиционной привлекательности России, сокращение расходов государства на администрирование ВЭД, снижение издержек и улучшение качества услуг для участников ВЭД. В какой степени заявленные цели будут достигнуты - покажет время. Возможным скептикам хочу ответить словами министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной: "Надо сказать, что еще опыт реализации Закона "О несостоятельности и банкротстве" показал, что саморегулирование реально заработало и государству незачем бояться передачи части своих функций саморегулируемым организациям".

Евгений КОШКАРОВ, генеральный директор ЗАО "Тандем"

"Таможенные новости"

 

Кошкаров Е.А.

Показать больше