К счастью, в конце прошлого года Китай пересмотрел отношение к коронавирусной инфекции. И уже в начале января 2023-го ослабил ограничения. В частности, страна начала возобновлять работу погранпереходов в обычном режиме. С 8 января разрешен проезд грузовиков из России до приграничных городов Китая – Суйфэньхэ, Дуннина и Хунчуня. Ранее из-за действия ограничений водителям необходимо было въезжать в приграничную зону, оставлять там прицеп для перецепки (перегрузки), затем возращаться в РФ и ждать, когда можно будет вернуться за прицепом. Теперь же российские перевозчики могут заезжать в китайские населенные пункты и ожидать там загрузки автомобиля. Аналогичные послабления действуют с 9 января в пунктах пропуска "Турий Рог" (до населенного пункта Мишань) и "Амурзет" (до Хаюдао), с 11 января – в пункте "Покровка" (до Жаохэ). В доковидный режим работы в середине января вернулся МАПП "Забайкальск", где отменен режим перецепки. Стоит также отметить, что с января пункт пропуска "Кани-Курган" пропускает автомобили круглосуточно с российской стороны. В целом стороны предпринимают шаги для того, чтобы пропускные возможности погранпереходов увеличились. К примеру, власти регионов двух стран сейчас обсуждают возможность перевести пункт пропуска "Пограничный / Суйфэньхэ" на круглосуточный режим работы. Эти меры должны положительно сказаться на перемещении грузов между РФ и КНР. И транспортно-логистические организации, в том числе компания Asia Import Group, отмечают, что сейчас время перевозки продукции из Китая постепенно стабилизируется. Однако небольшие задержки периодически фиксируются. В частности, при железнодорожных перевозках. Так, места для контейнеров на ж/д станциях Московского узла, куда поступают поезда с товарами из КНР, можно забронировать сейчас только на конец февраля – начало марта. Однако в целом ситуация с грузоперевозками из этой страны нормализуется. Во многом этому способствуют и другие факторы. Например, в Китае в феврале улучшилась погода. В январе же фиксировалось серьезное похолодание, усиление ветра и, как следствие, ухудшение видимости. Это негативно сказывалось на движении грузовых поездов из КНР в другие госдарства, в том числе в Россию. Сейчас же, как заверяют наши китайские партнеры, наблюдавшиеся ранее проблемы из-за погодных условий больше не беспокоят перевозчиков. К тому же "Китайские железные дороги" планируют увеличить число поездов, следующих в других страны, в том числе в РФ. Так, например, по данным этой организации, за февраль 20 000 поездов могут пройти через железнодорожную станцию Хоргос (Китай). Этот показатель станет рекордным для Хоргоса. Но пока остается загадкой, как это скажется на мощностях ж/д станций в России. Кроме того, постепенно поставки приходят в норму после пережитого "высокого сезона", который традиционно бывает в ноябре-декабре, в преддверии новогодних праздников. В Китае он продолжается до конца января, то есть до китайского Нового года. Таким образом, все мешавшие ранее стабильным и своевременным поставкам факторы, такие, как коронавирусные ограничения, плохие погодные условия и "высокий сезон доставок", отступили в сторону. Надеемся, что транспортировке товаров из Китая ничего не будет мешать, учитывая большой спрос на импорт продукции из этой страны.
Вешняков Марк Олегович, эксперт в сфере грузоперевозок, логистики и таможенного оформления товаров.
Вешняков М.О.