В порту будущее за IT-технологиями

Версия для печати

Поиск путей повышения эффективности взаимодействия участников транспортно-логистического процесса в последнее время становится одним из приоритетов деятельности НП «Гильдия профессиональных участников рынка оказания услуг в области таможенного дела и ВЭД «Гермес». О том, что в последнее время было сделано по данному вопросу, рассказала руководитель комитета Гильдии по транспорту Ирина Капитанова

- Ирина Александровна, на чем сейчас сосредоточено внимание экспертов Гильдии по указанному направлению?

- Недавно совместно с агентом морской линии OOCL нами начата работа над упрощением документооборота на плече «таможня - участник ВЭД», которая уже принесла положительные итоги. Так, в рамках проекта удалось отказаться от оборота бумажных коносаментов. Это позволило сократить время оформления груза в порту минимум на 1 день. На сегодня, когда средний срок хранения в порту составляет 4 дня, такое ускорение, безусловно, является значительным прогрессом.

При этом каждая из сторон - участников новой схемы организации обмена документами получает сопоставимые преимущества. Они заключаются в достаточно серьезной экономии рабочего времени, человеческих и финансовых ресурсов. Мы поставили целью добиться уменьшения в среднем до 48 часов периода хранения грузов в порту  (от момента выгрузки товара с судна до его вывоза из порта). Достижение этого показателя позволит Большому порту Санкт-Петербург стать более конкурентоспособным по сравнению с портами Прибалтики и Финляндии.

- За счет чего удалось достичь сокращения времени оформления груза почти на четверть?

- Мы сумели перестроить работу с фидерными коносаментами. Прежде после прибытия судна в порт и прохождения комиссии курьерам приходилось приезжать в офисы морских линий, где они были вынуждены по нескольку часов ждать заветные бумажные копии коносаментов, которые затем везли в офис компании. Далее  сотрудники на основании полученных сведений вручную набивали декларации на товары.

Сейчас еще за сутки до прихода судна, фактически с момента формирования манифеста, мы направляем в адрес линии заявку на получение фидерных коносаментов в удобном электронном формате, например в PDF. В ответ нам оперативно напрямую в систему поступает нужная информация об идущем на судне товаре, на основании которой мы имеем возможность оформить предварительную декларацию. Как только корабль встает к причалу и груз попадает на склад, что подтверждается соответствующей разнарядкой, мы можем выпускать декларацию и вывозить контейнер.

- На ваш взгляд, на кого ориентирована ваша разработка?

- Как показал недавно проведенный Гильдией по данному вопросу круглый стол, она заинтересовала и представителей морских линий, и экспедиторов, и специалистов в области IT и юристов. Участие в проекте также представителя Балтийской таможни говорит о том, что наше предложение представляет интерес и для ее руководства.

- Многие инновационные предложения и проекты усовершенствования процессов ВЭД появляются и тестируются именно в Санкт-Петербурге, чем это обусловлено?

- Дело в том, что портовый бизнес Санкт-Петербурга сформировал своего рода инновационный кластер, в рамках которого не только разрабатываются и придумываются новые технологические решения, но и активно совершенствуются уже действующие.

Так, например, в 2009 году, благодаря совместным усилиям заинтересованных сторон, удалось осуществить переход от бумажных релизов на их электронный вид, что позволило автоматизировать работу с агентами морских линий и обеспечило экономию огромного количество трудовых, материальных и временных ресурсов для всех участников процесса.

- Чем новая технология привлекательна для морских линий? Стоит ли им что-то менять в годами отлаженной схеме работы?

- Первые результаты взаимодействия по новой схеме с линией OOCL показали, что стоит. Компании теперь не приходится печатать кипы практически лишних бумаг. Поскольку в служебных кабинетах теперь не толпятся десятки курьеров, сотрудникам больше не нужно отвлекаться на их обслуживание, что позволяет существенно повысить эффективность работы офиса.

Преимущества для клиентов, как уже говорила, заключаются в сокращении сроков оформления грузов, снижении прочих издержек, значит, повышается рентабельность компании. Убеждена, что такая схема построения документооборота будет выгодна всем участникам процесса. Сроки - это те же деньги, только для кого-то упущенные, а для кого-то сэкономленные.

- Однако на прошедшем недавно в Санкт-Петербурге форуме «Транспортно-транзитный потенциал - 2014» представители стивидорных компаний высказали мнение, что сокращение сроков нахождения грузов в порту приведет к потере ими части прибыли. Известно, что значительную часть средств они получают именно за хранение: чем дольше товар находится у них на складе, тем им выгоднее. Как быть с этим?

- Мы смотрим шире и считаем, что инновационные изменения, прежде всего связанные с сокращением сроков нахождения грузов на терминалах, вскоре станут основой для привлечения в Северо-Западный регион новых клиентов. Значит, увеличится оборачиваемость товара в порту, что важнее получения прибыли от простоев.

- Какие ваши дальнейшие планы по совершенствованию перехода на электронный документооборот?

- Сейчас идет работа по организации выгрузки данных из счетов морских линий в бухгалтерскую систему экспедитора. Следующим этапом станет автоматизация процесса по информированию в режиме онлайн о том, что происходит с конкретным грузом. Нам важно оперативно получать сведения о том, поменялось ли судно, изменилась ли дата выгрузки в порту, и т. п. Наличие таких данных позволит оперативно информировать клиентов о вероятном времени получения поступившего в его адрес товара, а не заниматься бесполезной перепиской с линиями, постоянно мониторить сайты агентов на предмет выявления изменений.

Мы также занимаемся перестройкой порядка работы с предварительными счетами. С помощью создаваемой системы экспедитор сможет в режиме онлайн уведомлять морские линии о расходах, возникающих в период нахождения грузов на терминале. Это позволит более рационально и оперативно управлять финансовыми потоками, планировать затраты, что повысит рентабельность и привлекательность работы с нами, а клиенту будет обеспечена полная прозрачность расходов.

- Как относится к вашим новациям таможня, дает добро?

- В целом дает. Так, начальник службы организации таможенного контроля Балтийской таможни Андрей Михайлюк отметил, что в разрабатываемых сейчас законодательных и нормативных актах активно поддерживается тренд перехода с бумажного документооборота на электронный. К сожалению, необходимость представления оригинала коносамента обусловлена требованиями других контролирующих органов, которые однозначно трактуют положение: если в законе не написано «представление в копии», значит, нужен только оригинал с печатью. Такие требования в основном поступают от ветеринарной и фитосанитарной служб.

Андрей Михайлюк также напомнил, что существует план Минтранса по улучшению ситуации в морских портах, который утвержден распоряжением Правительства РФ. Он предусматривает, что к 2017 году нахождение груза в порту не должно превышать двух дней за исключением сроков временного хранения. Без кардинальной реорганизации нынешней системы этого не добиться.

Что нужно экспедитору, чтобы получить данные от линии в электронном виде?

- Ему необходимо доработать свой программный продукт, чтобы была возможность конвертировать получаемые сведения в нужный формат из формата, предлагаемого линией. Также следует иметь возможность конвертировать электронное сообщение в графический формат, чтобы можно было распечатать. То есть при организации электронного документооборота важно будет каждому таможенному представителю «подкрутить свою систему» под каждого перевозчика. Иначе электронный документооборот теряет всякий смысл.

При этом также предлагается решение, когда единый информационный оператор согласовывает со всеми перевозчиками форматы для передачи информации и затем направляет ее экспедитору (таможенному представителю) в том формате, в котором ему нужно. Все просто.

В то же время в полной мере согласна с мнением члена правления Гильдии «Гермес», руководителя комитета таможенных представителей Евгения Кошкарова. Он сказал, что «морской порт – это сложный, многоэтапный технологический процесс. Улучшение какого-либо одного его этапа не приведет к росту конечной эффективности. Система все равно будет работать по самому слабому звену. Необходимы комплексный подход и комплексные системные решения.

Сделать такую сложную систему эффективной могут только те люди, которые ей пользуются. Любая информационная система должна быть реальным и эффективным отражением бизнес-процессов, а их досконально знает только тот, кто их осуществляет. У нас еще есть время, и мы должны свой опыт и знания перевести в нужные информационные технологии. Иначе появится продукт, навязанный «сверху», и все получится как всегда». Подписываюсь под каждым словом.

Василий СМИРНОВ

«Таможенные новости»

Показать больше