Как обжаловать решение, действия (бездействие) таможенного органа

Любое лицо, по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

Решения, действия и бездействие таможенных органов могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд (ч. 1 ст. 286 Закона N 289-ФЗ).

Обжалование решений таможенного органа в судебном порядке регламентируется Арбитражным процессуальным кодексом РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ.

По делам, рассматриваемым арбитражными судами, организациями уплачивается государственная пошлина в размере 3 000 руб. за одно заявление о признании решения таможенного органа незаконным (пп. 3 ч. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса РФ).

Спорные ситуации, возникающие при совершении таможенных операций, могут быть разрешены в рамках досудебного (ведомственного) обжалования, что позволит сэкономить временные и финансовые затраты, а также избежать судебных разбирательств.

Ведомственное обжалование имеет ряд преимуществ по сравнению с разбирательством в судебном порядке:

- жалобы рассматриваются таможенными органами в течение 1 месяца (в отдельных случаях срок может быть продлен до 2-х месяцев), при условии соблюдения требований стю 288 и 289 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, в то время, как в течение указанного срока суды успевают провести только предварительное судебное разбирательство;

- решение по жалобе вступает в законную силу немедленного и является обязательным для таможенного органа, чье решение, действие, бездействие обжаловалось;

- не уплачивается госпошлина, не привлекаются на договорной основе юристы для отстаивания интересов в судах, командировочные расходы и т.д.

- решение таможенного органа по жалобе может быть обжаловано в вышестоящем таможенном органе или суде

Куда подавать жалобу

Жалоба подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.

Жалоба на решения таможенного поста подается в таможню.

Таможенный орган, решения которого обжалуются, направляет жалобу с заключением и документами, необходимыми для принятия решения, в вышестоящий таможенный орган не позднее 5 рабочих дней после дня ее поступления (ч. 1 и 2 ст. 288 Закона N 289-ФЗ).

Кто может подать жалобу

Любое лицо (физическое или юридическое), по мнению которого решением, действием (бездействием) таможенного органа или его должностного лица нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложены какие-либо обязанности, вправе обратиться с жалобой лично либо через своего представителя.

Полномочия представителя подтверждаются письменной доверенностью, подписанной лицом, права и законные интересы которого нарушены, и содержать дату ее совершения.

Доверенность от имени организации должна быть подписана руководителем или иным уполномоченным лицом, скреплена печатью и может быть удостоверена нотариально.

Доверенность от имени гражданина должна быть удостоверена нотариально.

Доверенность от имени ИП должна быть подписана им и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально.

Форма жалобы

Жалоба подается в письменной форме, в ней в обязательном порядке указывается:

- ФИО и место жительства физлица; наименование юрлица, ИНН и местонахождение;

- наименование таможенного органа решение, действие (бездействие) которого обжалуются;

- существо обжалуемого решения, действия (бездействия);

- основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Жалоба подписывается заявителем. В жалобе от имени юрлицом обязательно указывается должность лица, которым она подписана.

Дополнительно в жалобе желательно указать обстоятельства принятия решения, совершения действия (бездействия), с которыми не согласен заявитель, а также иные сведения, необходимые, по мнению заявителя, для рассмотрения жалобы.

К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие изложенные в ней доводы. В жалобе рекомендуется привести перечень прилагаемых документов.

При этом лицо, подающее жалобу не обязано прилагать к ней документы, подтверждающие заявляемые сведения и доводы. Однако в этом случае рассмотрение жалобы может затянуться.

Если документы и сведения, имеющие существенное значение для рассмотрения жалобы, отсутствуют в таможенном органе, рассматривающем жалобу, таможенный орган вправе запросить их у заявителя. Срок рассмотрения жалобы будет приостановлен до представления запрошенных документов и сведений (не более чем на 3 месяца). Если запрошенные документы и сведения не будут представлены заявителем, решение по жалобе будет принято без учета доводов, не подтвержденных документами. Поэтому заявитель напрямую заинтересован в представлении вместе с жалобой подтверждающих документов, хоть и не обязан их представлять.

С 01.01.2022 жалоба может быть подана в электронном виде в соответствии со ст.300 Закона N 289-ФЗ, на данный момент эта статья не работает и жалоба должна подаваться в письменной форме.

Срок подачи жалобы

Жалоба на решение и действие таможенного органа или его должностного лица подается в течение 3 месяцев со дня, когда заявителю стало или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности.

Жалоба на бездействие таможенного органа или его должностного лица подается в течение 3 месяцев со дня истечения установленного срока для принятия решения или совершения действия, предусмотренного законом.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству заявителя, если таможенный орган признает причину пропуска уважительной.

Ходатайство о восстановлении срока подается в письменной форме в виде самостоятельного документа одновременно с жалобой или может содержаться в тексте жалобы. Вмесете с ходатайством предоставляются документы, подтверждающие причины пропуска срока обжалования.

Основаниями для восстановления пропущенного срока могут служить обстоятельства, затруднившие своевременное получение информации о принятии обжалуемых решений, совершении действий, допущении бездействия или обстоятельства, ставшие препятствием для обращения с жалобой в пределах установленного срока.

Срок рассмотрения жалобы

Жалоба рассматривается руководителем, либо уполномоченным им должностным лицом в течение 1 месяца со дня поступления (ст. 297 Закона N 289-ФЗ).

Жалоба, поданная не через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются (то есть с нарушением установленного порядка), рассматривается вышестоящим таможенным органом в течение 2 месяцев со дня поступления.

Сроки рассмотрения жалобы могут быть продлены, но не более чем на 1 месяц, о чем таможенный орган обязан письменно уведомить завяителя по почте заказным письмом не позднее 3 рабочих дней.

Приостановление обжалуемого решения

Подача жалобы не приостанавливает исполнения обжалуемого решения или совершения таможенным органом обжалуемого действия! (ст.292 Закона N 289-ФЗ)

Исключением является случай, когда таможенный орган по письменному ходатайству заявителя принимает решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения, направленного на взыскание таможенных платежей, при условии представления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в виде денежного залога или банковской гарантии в размере суммы, подлежащей уплате в связи с принятием обжалуемого решения.

Таможенный орган откажет в приостановлении исполнения обжалуемого решения в случаях: несоответствие банковской гарантии установленным законодательством требованиям

Решение о приостановлении исполнения обжалуемого решения действует до дня принятия вышестоящим таможенным органом решения по жалобе.

В случае принятия решения о признании неправомерными решения, действия (бездействия), исполнение которого обеспечено денежным залогом или банковской гарантией, таможенный орган отказывается от своих прав по банковской гарантии либо осуществляет возврат денежного залога полностью или частично.

Решение таможенного органа об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения таможенного органа может быть обжаловано в суд.

Решение по жалобе

По результатам рассмотрения жалобы таможенный орган принимает одно из следующих решений (ч. 2 ст. 298 Закона N 289-ФЗ):

- признает правомерными обжалуемые решения таможенного органа и отказывает в удовлетворении жалобы;

- признает неправомерными обжалуемые решения таможенного органа полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.

 

При отказе в удовлетворении жалобы на основании ч. 7 ст. 298 Закона N 289-ФЗ организация далее может обжаловать решение вышестоящего таможенного органа об отказе в судебном порядке.

 

 

Материалы партнёров

Как обжаловать решение, действия (бездействие) таможенного органа - Практикум

Не пропустите

Top.Mail.Ru