На глазок

Версия для печати

В прошлом году таможенный тариф был филькиной грамотой. Такой вывод можно сделать из данных, которые собрали и проанализировали в самом Государственном таможенном комитете. Реальные ставки, по которым платили пошлины импортеры, в некоторых случаях оказывались значительно ниже, а в иных - в разы выше, чем было прописано в тарифе. Мытари просто знали, сколько с кого можно взять. "Импортеры, брокеры, перевозчики сейчас работают с таможней по договорному принципу" - так описывает ситуацию руководитель крупной компании-авиаперевозчика. Исследование ГТК касалось ввоза товаров, поступления от которых составляют 75% всех "таможенных" доходов казны, за первые три квартала 2000 г. Выяснилось, что при 25% -ной ставке на импорт сахара таможне удалось собрать пошлины по реальной ставке в 4,96%. Хотя в тарифе написано, что с импортируемых автомобилей нужно взимать 30% -ную пошлину, на самом деле импортеры платили 17 - 22%. Это не удивляет правительственных чиновников - ведь импортеры идут на всяческие ухищрения, чтобы заплатить поменьше, к тому же реальная ставка снижается из-за "льготных" поставок по межправительственным соглашениям, из стран СНГ и из Калининградской свободной экономической зоны. "Это допустимое отклонение в сторону понижения", - сказал "Ведомостям" сотрудник департамента тарифной политики Минэкономразвития. Но он никак не возьмет в толк, как таможенники ухитрились собрать, например, 33% вместо записанных в тарифе 15% с импорта мяса или 101% вместо 20% - с одежды. "В сторону завышения ставка изменяться просто не может, - говорит чиновник. - Как можно взять с товара пошлину, превышающую его таможенную стоимость? " Можно, говорит Татьяна Клочкова, заместитель начальника Главного управления тарифного и нетарифного регулирования ГТК. Так таможенная статистика учитывает случаи применения комбинированной ставки пошлины. Если, к примеру, в Россию ввозится фасованный чай (ставка пошлины 20%, но не менее 0,4 евро/кг) ценой менее 2 евро/кг, таможня начисляет пошлины по евросоставляющей. В этом случае на дешевый чай по 1 евро/кг пошлина составит уже 40%. Чем больше такого чая везут в страну, тем выше получается реальная ставка пошлины на него. Из-за подобной ситуации как раз и "переплатили" импортеры мяса. "Когда цены на импортное мясо понизились, начислять пошлины в процентах стало невыгодно и таможня стала чаще использовать абсолютную составляющую ставки, - считает Мушег Мамиконян, председатель совета Мясного союза России. - То, что разница между тарифной и реальной ставками оказалась столь существенной, говорит лишь о том, что сам тариф нужно чаще пересматривать, приводить в нормальное соответствие его составляющие". Что касается одежды, то здесь тарифная ставка оказалась мертвой и в адвалорной, и в евросоставляющей. Не секрет, что немалая часть одежды в Россию ввозится по челночным каналам, на которых таможня взимает условный платеж с килограмма веса - $1 - 2 (цифра меняется в зависимости от вида транспорта и настроения руководства ГТК). Поскольку реальная ставка по одежде - 101% - рассчитывалась из суммы уплаченных пошлин, можно предположить, что основная масса одежды (в том числе шубы, куртки, костюмы и пр.) декларировалась на таможне по цене $1 - 2/кг. В этом году условные ставки, применявшиеся раньше лишь для челночных грузов, начинают действовать для всех. По словам руководителя крупной компании-авиаперевозчика, таможня действует правильно, плавно поднимая условный платеж с каждого транспортного средства - самолета или фуры. Никаким другим способом мытари действовать не могут: импортеры все равно их обманут. К примеру, на таможне декларируется партия из 500 000 футболок, 500 пуховиков и 500 итальянских костюмов, а на деле ввозятся 500 000 дорогих костюмов, 500 пуховиков и 600 футболок. В этом случае импортер с удовольствием заплатит и 100%, и 200% пошлины, причитающейся с полумиллиона футболок. Авиаперевозчик считает, что недавние строгости таможни, фактически установившей для всех единый минимальный платеж - $1 - 1,2 с килограмма груза (в зависимости от вида транспорта), - призваны вывести импорт из тени. Правда, пока импортеры этого не оценили. У ворот таможенных складов выстроились длинные вереницы фур (в декларациях по-прежнему указаны низкие цены, и таможенникам приходится проверять груз). А многие компании просто придерживают товар за границей, дожидаясь отмены новых порядков. На прошлой неделе на таможенные посты столичного региона начал поступать приказ ГТК N 10-10/1273 от 31. 01. 2001 "О принятии решений по выпуску товаров, поступивших в таможни, расположенные в Москве и Московской области". Документ оказался липой, шуткой таможенных брокеров, но едва не был принят к исполнению московскими таможенниками. При всей своей нелепости документ был правильно оформлен, а главное, логично продолжал серию последних документов Центрального таможенного управления (ЦТУ) и ГТК России по усилению таможенного контроля за импортными грузами: 03. 01. 2001. И. о начальника ЦТУ Александр Жерихов подписал распоряжение о том, что товары, заявленные под уплату таможенных платежей по ставке 5%, выпускаются в свободное обращение по решению главы ЦТУ. На таможенные посты направлены представители ЦТУ, для проверки своих коллег. 15. 01. 2001. Подписано распоряжение ЦТУ N 8, по которому выпуск в свободное обращение фуры с грузом стоимостью ниже $15 000 происходит с разрешения начальника таможни.. 22. 01. 2001. Глава ГТК Михаил Ванин приказом ГТК N 67 ввел порядок проведения согласованных решений о выпуске товаров в свободное обращение, который действует "в процессе таможенного оформления рисков". В этом перечне рисков указаны практически все импортные операции. 31.01.2001 таможенными брокерами изготовлен лжеприказ ГТК N 10-10/1273. В целях усиления контроля за таможенным оформлением груза, поступающего из ближнего и дальнего зарубежья, приказываю с 01. 02. 01: 1. 1. Ликвидировать отделы и посты таможенного оформления в связи с неумением самостоятельно принимать решения о выпуске груза в свободное обращение. 1. 2. Назначить А. Е. Жерихова единственным выпускающим инспектором (пятый этап) со штемпелем "Выпуск разрешен" и л. и. п. за номером "001". 1. 3. Всем начальникам О. К. Д. Т. со штампом "Товар поступил" и л. и. п. находиться только в местах скопления груза. 1. 4. Всем начальникам МВТ, МЗТ, МЮТ, МСТ приступить к работе в должности инспекторов поэтапно, начиная с Восточной по стрелке компаса (т. е. начальник МВТ - первый этап). 1. 5. Начальника МАТ назначить старшим досмотровой группы, состоящей из начальников функциональных отделов, имеющих правительственные награды. 1. 6. Акт таможенного досмотра принимать к оформлению только за подписью прокурора Москвы и Московской области. 1. 7. Всех остальных, кто не попал в этот приказ, сократить за ненадобностью. <--autor-->Попов Игорь, Ведомости <--autor-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше