Как изменить структуру российского экспорта?

Версия для печати

<--head-->Иван Шульга, ведущий эксперт департамента стратегического анализа компании "ФБК" В настоящий момент основу российского экспорта (по разным оценкам, от 65% до 75%) составляет продукция с низкой добавленной стоимостью, по сути, сырье. На наш взгляд, основная причина сырьевой ориентированности российского экспорта предельно проста и заключается в отсутствии спроса на российскую продукцию с высокой добавленной стоимостью, для которой в отличие от сырья ключевой потребительской характеристикой является не цена, а качество. С учетом того что именно спрос, а не конъюнктурные изменения в виде роста цен на нефть и краткосрочные импульсы в виде девальвации национальной валюты, должен служить источником устойчивого развития экономики, такая ситуация вызывает особенно серьезные опасения. Отсутствие спроса, прежде всего, является индикатором низкой конкурентоспособности российской продукции с высокой добавленной стоимостью (за редким исключением в виде, например, вооружения). Косвенным подтверждением такого вывода служит оценка продукции российских производителей внутренним рынком: в последние годы динамика розничного товарооборота точно соответствует динамике импорта, а рост денежных доходов российского населения неминуемо сопровождается переходом к потреблению импортной продукции. При этом существующие тенденции следует расценивать как негативные: многолетняя ориентация отраслей экономики на продажу сырьевых ресурсов, сопровождающаяся необоснованными протекционистскими мерами по отношению к высокотехнологичным отраслям (в частности, автопрому), привела к снижению научно-технического потенциала отраслей экономики, моральному износу технологий и оборудования, позволявших производить конкурентоспособную продукцию. Показательным примером является лесопромышленный комплекс. Основу экспорта ЛПК составляют в настоящий момент продажи круглого леса, при том что рентабельность экспорта сырья не превышает 5%, а рентабельность производства фанеры приближается к 25%. Характерно, что в России отсутствует современное лесозаготовительное и целлюлозно-бумажное машиностроение, а производительность труда в несколько раз ниже, чем у конкурентов. В результате наша страна экспортирует в Скандинавию (также обладающую существенными лесными ресурсами) сырье, а импортирует мебель. Парадоксально, что наиболее часто предлагаемые меры по "облагораживанию" структуры российского экспорта - страхование экспорта, либерализация валютного законодательства и др. - построены таким образом, как если бы конкурентоспособный высокотехнологичный экспортный продукт уже существовал и осталось только устранить незначительные проблемы, препятствующие его продаже. На наш взгляд, поддержка российского экспорта в долгосрочном периоде должна иметь стратегическую основу и осуществляться в соответствии с утвержденной промышленной политикой, построенной по принципу четкой расстановки приоритетов развития. На основе существующих конкурентных преимуществ должны быть определены конкретные экспортоориентированные отрасли, построен план действий по созданию и продвижению в этих отраслях продукции, конкурентоспособной на мировых рынках. Только после определения стратегических ориентиров можно переходить к использованию вспомогательных инструментов регулирования экспорта, среди которых, на наш взгляд, следует выделить таможенные пошлины, цены на энергоресурсы и тарифы на перевозки. Таможенные пошлины до последнего времени использовались в российской экономике скорее как фискальный, нежели как стимулирующий инструмент. Этим, в частности, объясняется действие экспортных пошлин на ряд товаров с высокой добавленной стоимостью, в частности, на готовые химические товары, изделия из черных металлов, изделия лесобумажного комплекса. Сегодня правительство постепенно устраняет пошлины на соответствующие товары. Показательно, что в первую очередь отменяются пошлины, приносящие наименьший доход в бюджет. Стратегический подход подразумевает реализацию соответствующих мер не на основе фискального принципа, а по отношению к конкретным отраслям и продукции, в строгой увязке с мерами по снижению ввозных пошлин на высокотехнологичное оборудование и комплектующие в экспортоориентированных отраслях. Существующие различия во внешних и внутренних ценах на энергоносители приводят к тому, что отечественный производитель заведомо ориентируется на ценовые, а не качественные преимущества. Такая стратегия абсолютно неоправданна по отношению к высокотехнологичной продукции. Ситуация усугубляется тем, что, теряя спрос как на внешнем, так и на внутреннем рынке, отечественные производители требуют введения протекционистских мер, которые приводят к еще большему снижению конкурентоспособности их продукции. С этой точки зрения политика в области цен на энергоресуры нуждается в пересмотре. Поскольку транспортная составляющая в российской экспортной продукции достаточно велика, регулирование тарифов на перевозки может быть использовано в качестве вспомогательного инструмента стимулирования экспорта высокотехнологической продукции. Государственная поддержка экспортеров должна включать в себя меры по предоставлению государственных гарантий, снижению экономических и политических препятствий продажам российской продукции на зарубежных рынках, улучшению имиджа российских производителей и др. Но эти меры следует рассматривать лишь как дополнение по отношению к основной стратегической задаче - созданию конкурентоспособной российской продукции. Павел Крылов, ведущий консультант департамента консалтинга компании "ЮНИКОН/МС Консультационная группа" Факторы, препятствующие изменению структуры российского экспорта, можно разделить на три основные группы: производственные, финансовые и маркетинговые. Самым важным из производственных факторов, негативно влияющих на рост экспорта готовой продукции, остается качество, которое во многих российских отраслях, и в особенности на предприятиях с советскими корнями, до сих пор весьма невысоко и, что еще более неприятно, непредсказуемо. При этом, к сожалению, не просматривается явных тенденций к улучшению ситуации. Если говорить о финансах, то тормозом изменения структуры российского экспорта являются в числе прочих такие факторы, как высокие ставки по экспортным кредитам (ввиду отсутствия государственного агентства по их страхованию и государственного же их субсидирования), установленные государством слишком короткие сроки возврата валютной выручки в страну, отсутствие дифференциации налогообложения сырьевых и обрабатывающих отраслей, а также практика взимания НДС с аванса, полученного из-за границы. Однако производственные и финансовые факторы, влияющие на структуру экспорта, носят технический характер и имеют вполне отчетливо видимые пути решения. На проблемах, касающихся маркетинга, хочется остановиться подробнее. Они, хотя и обсуждаются не так широко, как производственные или финансовые, представляются более многоплановыми и сложными в решении. В отличие от сырьевой (или, как ее еще называют, "биржевой") продукции, которая имеет весьма ограниченный набор характеристик и не подлежит значительной дифференциации, готовый продукт - это нечто гораздо большее, чем просто комплекс физических потребительских качеств. Соответственно, маркетинг и продажи (в том числе экспортные) готовых изделий - неизмеримо более сложный процесс, чем в случае с сырьем. Этот процесс связан, в первую очередь, с формированием имиджа товара и фирмы-изготовителя, или, иначе говоря, брэнда. А если мы имеем дело с промышленной продукцией, сюда добавляются вопросы, связанные с доставкой, монтажом, наладкой и прочими аспектами, сопряженными с эксплуатацией изделия. Для того чтобы хорошо продавать продукцию с высокой добавленной стоимостью и обладающую, в отличие от сырьевой, большим набором потребительских качеств, предприятие должно владеть весьма серьезными маркетинговыми знаниями, навыками и инструментами, не говоря уже о внушительном маркетинговом бюджете. Но, к сожалению, всего этого часто не хватает российским предприятиям, чтобы достойно конкурировать даже на внутреннем рынке. А теперь представим себе рынки зарубежные. Там предприятия развивали свои маркетинговые механизмы в течение сотен лет, имеют сложившийся имидж, устоявшиеся связи на рынке и при этом продолжают тратить значительные средства на маркетинг и продвижение продукции. И тут появляется малоизвестное российское предприятие и пытается продавать свой товар. Какие у этого предприятия средства конкурентной борьбы, кроме демпинга? Какие при этом шансы сохранить рентабельность на приемлемом уровне в долгосрочной перспективе, учитывая, что в условиях нарастающей глобализации, когда транснациональные компании производят все больше и больше товаров в регионах с низкими производственными издержками, ценовое преимущество российских предприятий на мировых рынках постепенно сходит на нет? Как же государству помочь экспортерам несырьевой продукции в сфере маркетинга? Безусловно, необходим целый комплекс мер, куда могли бы войти, например, следующие. Во-первых, государству стоит форсировать обучение российских специалистов по маркетингу и продажам, с тем чтобы их квалификация соответствовала мировому уровню. Таких специалистов, несмотря на большое количество разнообразных образовательных программ, появившихся в последние годы, все еще слишком мало, и они ценятся на вес золота. Надо позаботиться и о мерах по остановке утечки мозгов, как "внутренней" (переход высококвалифицированных маркетинговых специалистов из российских компаний в зарубежные), так и "внешней" (отъезд специалистов за рубеж). Во-вторых, государству следует подумать о создании полноценной информационной системы, позволяющей менеджерам российских предприятий получать всю необходимую маркетинговую информацию о зарубежных рынках, конкурентах, потенциальных клиентах и т. п. В США, например, в свободном доступе очень много сведений подобного рода. В России же такую информацию приходится собирать по крупицам. Даже сведения о российских рынках зачастую проще почерпнуть с американских интернет-сайтов, чем найти ее в России. И, наконец, самое главное, о чем, по-моему, необходимо позаботиться государству, если оно стремится к серьезным изменениям структуры экспорта. Необходимо уделять повышенное внимание формированию положительного имиджа российской продукции на мировом рынке. Не открою Америки, если скажу, что, за исключением продукции оборонного комплекса и еще нескольких отраслей, наша промышленная продукция невысоко котируется за рубежом. Как мне представляется, одним из первых шагов в этом направлении должна быть разработка комплексной правительственной программы по стратегии и тактике экспортного маркетинга российской продукции. Понятно, что развитие брэнда "Сделано в России" потребует многих лет кропотливой работы и немалых средств. Но игра будет стоить свеч. <--autor-->Вайсберг Валерий, Русский Фокус <--autor-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше