Эльчин Сафаров, начальник ГУ федеральных таможенных доходов: "Пора становиться прозрачнее"

Версия для печати

В 2004 году, по данным Минэкономразвития РФ, объем импорта составит 62, 4 млрд долларов США. Это больше, чем в 2003 году, на 11 с лишним процентов. Показатель, может быть, и не очень большой. Если не учитывать, что на сегодняшний день таможенные отчисления составляют около пяти процентов ВВП и примерно 40 процентов от налоговой составляющей государственного бюджета. Прирост импорта означает не только дополнительные поступления в бюджет, но и более напряженную работу всех подразделений Государственного таможенного комитета России. Об особенностях работы ГТК России по сбору платежей в бюджет рассказывает генерал-лейтенант таможенной службы Эльчин Алекперович САФАРОВ. <--head-->- Эльчин Алекперович, как бы вы могли охарактеризовать основные изменения, произошедшие в российском ГТК за последние несколько лет? - Главное изменение - это новый Таможенный кодекс. Ведь прежний был написан еще до того, как появилась российская Конституция! Не было специалистов, оборудования, финансов, даже границ! Поэтому прежде всего я хочу поблагодарить всех, кто создавал новый кодекс. Что касается прочих изменений, то жизнь показывает: не все можно регулировать только административными методами. Рынок развивается, эффективность налогообложения меняется. В 2003 году во внешнеторговой деятельности участвовало порядка 80 тысяч юридических лиц. Как вы думаете, какая доля их участвует в формировании доходной части бюджета? Не пытайтесь угадать, все равно ошибетесь. 70 процентов таможенных отчислений в доходную составляющую госбюджета обеспечивают 2, 5 тысячи организаций, из которых 30 процентов составляют экспортеры и 70 процентов - импортеры. За последние 10 лет сформировалась так называемая "элита" внешней торговли: компании, с которыми мы работаем, которые полностью открыты для всех контролирующих структур. Законопослушные компании могут рассчитывать на ответные шаги со стороны ГТК! Например, мы вполне можем максимально упростить для постоянных внешнеторговых операторов процесс таможенного оформления. Я прекрасно понимаю, что каждый лишний день - это простаивание транспорта, это оплата арендуемых складов и, как следствие, неизбежный рост издержек. Новый Таможенный кодекс вполне позволяет облегчить жизнь законопослушным импортерам, речь идет о статьях 68 и 128 ТК РФ. Подводя итог, можно сказать, что основная работа ГТК делится на три составляющих: помощь российскому бизнесу, пополнение федерального бюджета и защита отечественного производителя. <--head-->- И часто приходится защищать? Я потому задаю этот вопрос, что сразу вспоминаются поза- и прошлогодние меры по защите российского автопррма... - К этой теме я вернусь чуть позже, здесь возразить нечего. А защищать действительно приходится, причем очень часто. Есть, например, защита интеллектуальной собственности. Отрадно, что российский потребитель стал все чаще выбирать не контрафактную, а лицензионную продукцию - люди стали более требовательными. И тем не менее ГТК России в качестве одной из важнейших своих задач видит работу по защите прав интеллектуальной собственности. Если говорить о конкретных группах товаров, в последнее время мы плотнее начали работать с импортерами алкоголя: по сравнению с 2002 годом в прошлом году импорт вырос на 49 процентов и составил 810 млн долларов. На фоне роста очень важно не пропустить в страну контрафакт. Был, например, случай задержания партии якобы "Хеннесси", бутылка которого стоила буквально центы. Совершенно очевидно, что речь идет о подделке. Теперь - о транспорте. Сначала правительство перекрыло путь на российский рынок иномаркам старше семи лет, потом повысило пошлины на трехлетки. Сегодня этих автомобилей ввозится на 20 процентов меньше. И что же? Бюджет не пострадал, скорее, выиграл. И потребитель выиграл. Он понял наконец насколько это удобно -приобрести "очищенную" машину у официального дилера. <--head-->- Но ведь до сих пор существуют и действуют "серые" дилеры, ввозящие в страну машины, которые по решению фирм-производителей официально в Россию и даже в Европу не поставляются. Те же "Инфинити" или "Ниссан-Морено". - Согласитесь: это дорогие автомобили, они рассчитаны на покупателя с доходами выше среднего уровня. Наша задача - обеспечить таможенный сбор при их ввозе в страну. Специально подготовленные люди занимаются оценкой их стоимости, причем в достаточно сжатые сроки. Мы готовы помогать всем дилерам работать беспроблемно: наши двери всегда открыты! Мы работаем со всеми. <--head-->- Кстати, о ценах. В конце прошлого - начале нынешнего года было несколько скандалов по поводу обходных маневров при таможенном оформлении автомобилей, мебели, других товаров... Компании-импортеры объясняли это заботой о потребителе. - А вот это как раз чепуха! Ведь одни и те же товары разные компании ввозят по-разному, в том числе и с соблюдением всех таможенных правил. Однако цены в магазинах одни и те же! Дело в том, что нечистые на руку импортеры защищают не столько потребителя, сколько свою прибыль. А она доходит до 300, 500 процентов... Вот несколько примеров. "Серый" дилер ввозит дорогой автомобиль, заявляя его таможенную стоимость в 30 тысяч евро. И, допустим, заплатит пошлину в том же размере. Но в его салоне этот автомобиль стоит 140-150 тысяч евро! Почувствовали разницу? Или, например, дамский туалет, выставленный в московском бутике за три тысячи долларов, в Европе стоит вдвое меньше, а "серый" импортер оценивает его на таможне в 100 долларов. Мы не против прибыли, но эта прибыль должна быть разумной. Уже недалеко то время, когда прозрачный бизнес станет выгоднее "серого". Так что пора нашим импортерам становиться прозрачнее. <--autor-->Известия <--autor-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше