Богатеть, используя несовершенство законов, сегодня стало немного труднее, чем лет десять назад. Но по-прежнему через законодательные прорехи как бы законно с помощью различных комбинаций "уводятся" ежегодно сотни миллиардов рублей. Об этом корреспондент "ФК-Новости" Александр БОНДАРЬ беседует с аудитором Счетной палаты РФ Владимиром ПАНСКОВЫМ. <--head-->- Владимир Георгиевич, еще Остап Бендер утверждал, что знает четыреста сравнительно честных способов отъема денег. А сколько их сегодня? - Точное число нынешних "сравнительно честных способов" назвать не могу, все время изобретаются новые. Правило одно: каждое "слабое звено" любого закона обязательно будет использовано недобросовестным бизнесом для как бы законной недоплаты налогов и сборов в бюджет. В ряде случаев законодательные лазейки вообще позволяют незаконно получать бюджетные средства и уходить от ответственности, используя многоходовые комбинации. Это вовсе не значит, что власть спит и ничего не делает. Недостатки, упущения, "дыры" в законодательстве по мере их обнаружения, в том числе благодаря работе Счетной палаты РФ, постоянно ликвидируются. Но "штопать" еще предстоит немало. По нашему убеждению, назрела необходимость серьезной дискуссии и принятия соответствующих законодательных решений. В Думу, Совет Федерации и в Правительство РФ была передана аналитическая записка Счетной палаты с предложениями по совершенствованию налогового, бюджетного, таможенного и банковского законодательства. Разговор обо всех предложениях, a их ровным счетом 20, был бы долгим, но на некоторых показательных моментах можно остановиться подробнее. <--head-->- Какие наиболее популярные способы уменьшения налогооблагаемой базы, скажем, в самой доходной сегодня нашей отрасли - нефтяной? - Занижение стоимости сделок, в том числе с помощью трансфертных цен, то есть цен, которые используются при расчетах между зависимыми структурами. Они существенно занижаются по сравнению с реальной стоимостью продукции, работ и услуг, следовательно, уменьшаются и налоговые платежи. Налоговую базу сужают и с помощью занижения цен при экспорте товаров и услуг, особенно при поставках нефти покупателям, зарегистрированным на территории зарубежных офшорных зон. Для исправления ситуации, с нашей точки зрения, необходимо внести существенные изменения и дополнения в 20-ю и 40-ю статьи Налогового кодекса. Большим и важным делом для всей страны стала бы организация специальной биржи по торговле нефтью. Отсутствие в стране полноценного рынка нефти и конкурентной среды просто-таки провоцирует минимизацию налоговых платежей в добыче и реализации нефти. <--head-->- Есть, насколько я знаю, замечания у Счетной палаты относительно акцизов на нефтепродукты. - В 2003 году уплата этих акцизов была возложена на оптово-розничное звено. Раньше было несколько десятков предприятий-производителей, уплачивавших акциз, теперь же в стране существует около 13 тысяч организаций и лиц, являющихся потенциальными налогоплательщиками. Проверки Счетной палаты показали: налоговый контроль усложнился и, как следствие, акцизы собираются не полностью. Новую практику уплаты акцизов следует признать неудачной. Счетная палата предлагает внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс и перенести налоговую нагрузку на организации - производители нефтепродуктов. <--head-->- У Счетной палаты также своя позиция относительно и других акцизов - на табак и спиртное... - Еще не так давно в России была твердая (специфическая) фиксированная ставка акциза на табачные изделия. С 2003 года действует комбинированная ставка. Она состоит из твердой (специфической) части и адвалорной, которая определяется в процентах к стоимости реализованных товаров и исчисляется исходя из отпускных цен производителя. Что мы имеем в итоге? Производитель реализует продукцию через единственного оптового покупателя, являющегося аффилированным лицом. Ему он продает товар по минимальной цене, следовательно, адвалорная составляющая серьезно снижается, а в бюджет поступает меньше налогов. Использование в этой системе трансфертных цен стало для недобросовестных налогоплательщиков весьма экономически привлекательным. Бюджетные задания по акцизам на табачные изделия, и без того заниженные на переходный период, в 2003-2004 годах были, можно сказать, провалены. Повышение с 1 января 2005 года адвалорной ставки в 1, 6 раза создает еще больший стимул применения этой схемы минимизации налогообложения. Что же касается акцизов на алкогольную продукцию, то позиция Счетной палаты такова. Во-первых, налоговая нагрузка должна быть перенесена на производителей спирта. Во-вторых, стране нужна госмонополия на оборот этилового спирта. Все это сделает более прозрачной ситуацию в этой сфере, уменьшит количество махинаций и комбинаций с подставными фирмами, с выпуском "паленой" водки и поставками продукции на бумаге и т.д. Аудиторские проверки постоянно вскрывают множество нарушений в этой сфере. <--head-->- По данным Счетной палаты, возмещение налога на добавленную стоимость по операциям с нулевой ставкой в 2004 году составило более 40 процентов суммы НДС на все произведенные в России товары... - Если быть точным, то 43, 4 процента, а в денежном выражении 325, 2 млрд. рублей. По сравнению с 2000 годом возмещение НДС увеличилось в 3, 3 раза, но вот поступившая в бюджет сумма налога на добавленную стоимость на все произведенные за это время в России товары выросла только в 2, 1 раза. Иными словами, некоторые ловкачи при помощи махинаций воруют из бюджета сотни миллиардов рублей налога на добавленную стоимость. Поэтому Счетная палата предлагает снова вернуться к рассмотрению вопроса о введении системы НДС-счетов, при которых каждая сумма налога тщательно контролируется. <--head-->- Их предполагалось ввести с июля 2004 года, потом сроки менялись, предлагались различные варианты счетов, наконец Правительство практически просто закрыло эту тему. - Одна из главных причин - давление на Правительство России защитников нынешней формы уплаты налога, организовавших, в частности, сильнейшую пиар-кампанию с предсказаниями чуть ли не краха экономики из-за применения НДС-счетов. Полноценного же анализа, почему это НДС-счета должны создать какие-то серьезные сложности, как не было, так и нет. В конце концов счета - не самоцель, хотя лично я сторонник этой идеи. Уважаемым оппонентам, если они действительно заинтересованы в прекращении хищнического разворовывания денег, достаточно предложить свои меры противодействия. Однако ничего конкретного не предлагается, а потери бюджета растут. Кроме незаконного возмещения НДС есть еще и широко применяемый вывод из-под налогообложения значительных сумм денежных средств, с помощью агентских договоров российских компаний с фирмами из офшорных зон. Следует законодательно обязать российские компании, которые заключают агентские договоры с иностранными фирмами, работающими на российском рынке без постоянного представительства, представлять в налоговые органы сведения о размере уплаченного этими фирмами налога на доход по месту регистрации. <--head-->- Какие у вас существуют претензии к Таможенному кодексу? - Крайне необходимо разобраться с определением доли российской составляющей в продуктах переработки на российской таможенной территории и внести наконец соответствующие коррективы в таможенное законодательство. Нынешняя неопределенность в этом вопросе позволяет под видом переработанного иностранного сырья беспошлинно вывозить с территории страны продукцию с высокой долей отечественного сырья, материалов и энергии. До сих пор не установлен уровень рентабельности производства и внешнеэкономических сделок, при котором возможно освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин. Проверки СП РФ показывают также, что следует законодательно определить понятие "технологическое оборудование" и, возможно, ограничить сферу налоговой льготы при его ввозе в страну приоритетными сферами деятельности. Еще один совершенно "больной" вопрос нашей экономики - лесная отрасль. Российский лес при правильной постановке дела способен давать бюджету доходы, сравнимые с доходами от "нефтянки". К тому же лес в отличие от топлива ресурс возобновляемый. Но эксплуатация этого ресурса сегодня у нас совершенно варварская. Массово и по бросовым ценам за границу вывозятся необработанные лесоматериалы - их доля в экспорте составляет 95 и более процентов. А как может быть иначе, если вывозные таможенные пошлины на них установлены ниже, чем на отдельные виды готовой продукции? Этот дисбаланс надо устранять. Нам нужно развивать глубокую переработку древесины в стране, то есть следует серьезно подумать о льготном режиме налогообложения при импорте современного оборудования для деревообработки и не забыть при этом об интересах российских производителей подобной техники. <--head-->- Не слишком ли много обнаруживается прорех в нашем законодательстве? - Большинство норм у нас в стране создаются сегодня "с нуля", их просто не было в период социалистической экономики. Нежелательные нюансы обнаруживаются только в процессе применения закона. Бизнес же невольно выполняет роль эксперта законодательной базы, решая свою задачу - искать способы повышения прибыли. Так что главная задача - вовремя реагировать, исправлять и изменять экономические законы так, чтобы они приносили пользу стране, а нарушать их было невыгодно. *** По сравнению с 2000 годом возмещение НДС увеличилось в 3, 3 раза, но вот поступившая в бюджет сумма налога на добавленную стоимость на все произведенные за это время в России товары выросла только в 2, 1 раза. Иными словами, некоторые ловкачи при помощи махинаций воруют из бюджета сотни миллиардов рублей налога на добавленную стоимость. ПАНСКОВ ВЛАДИМИР ГЕОРГИЕВИЧ родился в 1944 году в Москве. В 1965 году окончил Московский финансовый институт (ныне Финансовая академия при Правительстве РФ). Доктор экономических наук, профессор, академик Международной академии корпоративного управления, Российской академии естественных наук, автор большого числа научных трудов в области финансов, налогов, бюджета. Аудитор Счетной палаты Российской Федерации. <--source-->Парламентская газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований