Власти Приморья согласны обсудить правила ввоза японских автомобилей, установленные на днях местной таможней. Как уже рассказывала "Газета" , в прошлый четверг владивостокские автолюбители блокировали здание Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), выступая против разработанного таможенниками мини-каталога подержанных машин. Акция протеста продолжается уже пять дней. По приблизительным подсчетам, в ней приняли участие 4000 человек. Привокзальная площадь, улицы Алеутская и 1-я Морская забиты сотнями истошно гудящих машин, украшенных оранжевыми ленточками, российскими триколорами и японскими флагами. "По вине этих деятелей мы стали нищими, -рассказал "Газете" автодилер Иван Лукьяненко. - Все, кто привозит в Приморье иномарки, несут сейчас огромные убытки. Поэтому ребята готовы идти до конца". В понедельник возмущенные граждане потребовали объяснений у руководства таможенного управления. Начальник ДВТУ Эрнест Бахшецян попытался успокоить собравшихся и заявил, что пока процесс оформления иномарок будет проводиться по старой схеме. Однако автолюбители ему на слово не поверили. Группа протестующих решила провести эксперимент и направилась в таможенные терминалы, чтобы попытаться оформить машины по прежней цене, однако получила отказ и вернулась к зданию ДВТУ. Масла в огонь подлила информация о том, что Эрнест Бахшецян срочно ушел в отпуск. Зазвучали призывы "разнести ДВТУ по кирпичику". Опасаясь, что ситуация выйдет из-под контроля, сотрудники УВД Приморского края взяли здание таможни под усиленную охрану. Однако наличие вооруженных милиционеров только разгорячило толпу. Люди стали барабанить по закрытым дверям, требуя переговоров с начальством таможни. В итоге внутрь впустили пятерых автолюбителей. Письменное обращение участников акции было должным образом зарегистрировано и передано руководству ДВТУ. "Мы предлагаем Дальневосточному таможенному управлению сесть за стол переговоров с общественностью города Владивостока в лице Приморской правозащитной общественной организации "Свобода выбора" и Антикоррупционной коалиции Приморья, - говорится в этом документе. - Чтобы избежать злоупотребления со стороны сотрудников таможни, предлагаем разработать и опубликовать полный список документов по всем методам определения таможенной стоимости автомобиля, ввезенного из Японии, с учетом реального положения участников внешнеэкономической деятельности". В Федеральной таможенной службе (ФТС) с мнением о незаконности действий ДВТУ не согласны. По словам таможенников, действующее законодательство предусматривает несколько схем расчета таможенной пошлины, в том числе и на основе "дополнительной информации". Источником такой информации и стал единый каталог. В ФТС особо подчеркивают, что данные о ценах берутся не "из воздуха", а непосредственно у японских производителей. "То, что происходит на Дальнем Востоке, полностью в русле действий российских таможенных органов по обеспечению правильного декларирования ввозимых товаров, - сообщили "Газете" в пресс-службе ФТС. - Мы просто пытаемся заставить незаконопослушных физических лиц и импортеров платить положенные суммы". Правозащитников и простых водителей такие объяснения не устраивают. Руководитель организации "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков заявил, что если власти не пойдут на диалог, то во вторник владивостокские автолюбители начнут перекрывать федеральные трассы. Их готовы поддержать водители Уссурийска, Партизанска, Находки. Угроза транспортного коллапса возымела действие. Во второй половине дня сотрудники ДВТУ и участники акции протеста сели за стол переговоров. Но главную роль в том, что таможня пошла на попятную, сыграло вмешательство губернатора Приморья Сергея Дарькина. Он провел срочное совещание и дал своим подчиненным сутки на разрешение конфликта. "Я в деятельность таможни не имею права вмешиваться, но когда люди выходят на улицу и социальная напряженность возрастает, обязан защитить интересы простых приморцев" , - заявил Дарькин. В результате была создана согласительная комиссия, которая начнет свою работу с сегодняшнего дня. В ее состав вошли представители таможни, общественных организаций, отстаивающих права автовладельцев, а также компаний, специализирующихся на ввозе и продаже японских и корейских автомобилей. "Комиссия разработает приемлемый для сторон алгоритм расчета таможенной стоимости" , - заявил на брифинге заместитель начальника ДВТУ Александр Воробьев. На настоящий момент митингующим уже сделали серьезную уступку: растаможка ввезенных ко вчерашнему дню в Приморье машин будет проведена по прежним правилам. Сейчас на таможенных складах скопилось свыше 5 тысяч праворульных иномарок. А на самом крупном дальневосточном авторынке "Зеленый угол" машин непривычно мало: покупатели и продавцы замерли в ожидании дальнейших событий. <--subtitle-->ТЕМА ДНЯ Как по-вашему, из-за чего могут выйти на улицы москвичи? Владимир Соловьев / телерадиоведущий: "Москвичи и так делают это каждый день, чтобы добраться через пробки до работы. Правильный вопрос - отчего они могут объединиться. Произойти это может по трем причинам: если наши граждане вынуждены подолгу стоять в пробках, пропуская высокопоставленные кортежи, если постоянно растут цены на бензин и из-за грабительских тарифов по ОСАГО. Если эта глупость будет продолжаться, москвичей очень легко будет заставить выйти на улицы". Ирина Хакамада / лидер партии "Наш выбор": "Чтобы заставить москвичей выйти на улицы, достаточно отменить льготы на общественный транспорт и поднять цены на проезд в десять раз. Для жителей Приморья японские автомобили не роскошь, а средство передвижения, так же как в Москве автобусы, трамваи и троллейбусы". Светлана Хоркина / чемпионка мира по гимнастике: "Вынудить москвичей выйти на улицы города может повышение цен на бензин. Ведь очень многие в Москве имеют машины - если на них и не ездят, то это в основном из-за пробок. Еще одна причина, по которой жители столицы могут пойти протестовать, - если не будет выполнено обещание президента повысить зарплаты врачам и другим работникам социальной сферы". Инна Святенко / депутат Мосгордумы: "В Москве, в общем-то, нет таких проблем, которые сейчас могут вывести людей на улицы. Но если будут отменены льготы по ЖКХ, боюсь, москвичи этого не простят и мы вспомним 90-е годы". Наталия Нарочницкая / депутат Госдумы: "Москвичи могут выйти на улицу из-за тотального наступления кариеса. Это шутка. А вообще меня разочаровывает тенденция, когда люди готовы протестовать только по каким-то бытовым поводам. Так что могу ответить только за одну москвичку - за себя. Я бы вышла протестовать, если бы вдруг возникла угроза отторжения Курильских островов в пользу Японии или полного развала Черноморского флота. Что бы точно не пошла защищать, так это отечественный автопром". <--source-->Седельников Павел <--source-->Газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований