Иномарки перейдут на русскую сборку

Версия для печати

РОССИЯ ведет активные переговоры с рядом крупных японских автопроизводителей о возможном начале сборки японских автомобилей на территории РФ. Об этом в интервью РИА "Новости" сообщил заместитель директора департамента инвестиционной политики Минэкономразвития России Дмитрий Левченко. Он отметил, что после прихода на наш рынок концерна Toyota мысли о совместных экономических проектах появились у многих крупных японских компаний. Напомним, что ранее Левченко сообщал, что в 2006 - 2007 годах порядка десяти ведущих мировых автоконцернов начнут производить автомобили в России. В настоящее время ряд южнокорейских, немецких, американских и японских производителей изучают различные варианты реализации промышленной сборки на нашей территории. Обсуждается также возможность производства иномарок, а также автокомпонентов и комплектующих к ним в особых экономических зонах (ОЭЗ). По словам Левченко, сейчас идут активные переговоры с инвесторами, и в течение полугода будут подписаны соответствующие соглашения. Некоторые автокомпании намерены строить заводы с нуля, другие - в партнерстве с российскими компаниями на базе уже действующих предприятий. Вслед за автоконцернами в Россию придут и мировые производители автокомпонентов. По подсчетам Минэкономразвития, в ближайшие два-три года иностранцы вложат в российский автопром 2 миллиарда долларов. Эксперты считают, что автомобильный бум начался после принятия весной правительством постановления N 166 о промышленной сборке. Этот документ позволяет компаниям, заключившим инвестсоглашение и занятым промышленной сборкой автомобилей, беспошлинно или с 3-процентной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. Сейчас пошлина составляет 15 процентов. Предельный срок отверточкой сборки для такого проекта - 2,5 года. Потом инвестор обязан либо локализовать производство комплектующих, либо отказаться от льготного режима их ввоза. Такие льготы привели к тому, что сейчас на сборке иномарок автопроизводители зарабатывают значительно больше, чем на российских авто. Хотелось бы отметить, что немецкие эксперты пришли к выводу, что в течение десяти ближайших лет российский автомобильный рынок станет одним из самых динамичных в мире. Согласно приведенным данным, количество новых автомобилей в России до 2014 года будет ежегодно возрастать на 6 процентов. При этом импортновых автомобилей в Россию увеличится с 300 тысяч в 2004 году до 700 тысяч, а собранных в России иномарок - со 100 тысяч за тот же период до 800 тысяч. По прогнозам наших экспертов, если объем рынка в прошлом году составил 1,6 миллиона штук, то в этом году будет продано примерно 1,8 миллиона автомобилей. А к 2010 году рынок будет примерно 2,6 - 2,8 миллиона штук легковых автомобилей в год, что в денежном выражении составит примерно 31 миллиард долларов. Однако есть и другая сторона медали. Некоторые аналитики опасаются повторения китайского варианта. Напоминая при этом, что страна, которая несколько лет пребывала в состоянии автобума, сегодня столкнулась с затовариванием и снижением спроса на автомобили. Автомобильные компании вынуждены бороться не только с местными производителями (производящими дешевые и не очень качественные автомобили), но и между собой. Так что уверенности, что Россия к 2010 году не будет переполнена автомобилями, нет. <--subtitle-->Между тем Дальневосточное таможенное управление ввело новую сему оценочной характеристики автомобилей: она учитывает стоимость авто в зависимости от марки, модели, модификации, типа, объема двигателя, марки кузова и года выпуска, до 1998 года включительно (подробнее см. "РГ" от 8 октября). Это решение резко и быстро повысит (и уже повышает) цены прежде всего на японские автомобили, поступающие в РФ главным образом через дальневосточные границы. По новой схеме "растаможка" стандартного японского автомобиля с 3-литровым двигателем обойдется, по экспертным оценкам, на 3860 долларов дороже, а в среднем "растаможка по-новому" японских, южнокорейских, китайских и тайваньских иномарок обойдется на 1,5 - 3 тыс. долларов дороже. Реакция на это нововведение известна. Но, похоже, это "общефедеральная" политика: Федеральная таможенная служба считает, что меры дальневосточного управления легитимны и объясняются борьбой с явным занижением указываемой дилерами стоимости импортируемых ими автомобилей. Резонно предположить, что автопроизводителей дальневосточного зарубежья косвенно перенацеливают с экспорта на производство своих моделей непосредственно в РФ. Проблема же в том, что в Россию поставляются преимущественно не новые модели, а благодаря дилерско-посредническим ценовым манипуляциям рентабельность такого экспорта стабильно высокая. И не только из-за высокого спроса, но и благодаря обязательным "откатам" поставщикам-экспортерам с фактических розничных цен. Некоторые специализированные СМИ Японии, Тайваня и Южной Кореи недавно отмечали, что сроки и особенно размеры получения прибыли от сбыта "дальневосточных" иномарок изменятся в худшую сторону, если их "отверточное" производство будет налажено в России. Прежде всего - из-за высокой прибыльности экспорта стандартных моделей и рекордно широкого ценового диапазона их российского сбыта. Вдобавок, массовая переправка дальневосточных "отверточных" иномарок в европейский регион РФ затруднена из-за транспортной инфраструктуры и высоких перевозочных тарифов. Плюс к тому некоторые автофирмы дальневосточного зарубежья не заинтересованы в конкуренции со своими "автоотверточными" заводами в Китае и Узбекистане, в том числе на российском рынке. Алексей ЧИЧКИН. <--source-->Проскурякова Юлия <--source-->Российская бизнес-газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше