Акция протеста автолюбителей, объединенных в движение "Свобода выбора" , в этот раз всероссийской не получилась. Тем заметнее неудачи и успехи отдельно взятых регионов, сквозь призму которых можно понять механизмы формирования стихийных социальных волнений. Репортажи с поля боя в этот раз напоминают сухие телеграфные строки, за которыми, однако, стоит многое. Новосибирск. 100 машин. ГАИ перекрывала улицы для проезда, но до конфронтации дело не дошло. Магадан. 25-30 машин. Гаишники, получившие приказ разогнать митингующих, воздействовали на них исключительно вербально. В итоге пикет прошел мирно. Екатеринбург. 50-70 машин. Акция состоялась, несмотря на то что митингующих задерживали и до, и после пикета. Уфа. Ничего не вышло. Слишком жестким оказался прессинг со стороны правоохранительных органов. А в Башкирии они свои угрозы приводить в действие умеют. А теперь - для контраста - Нерюнгри (Якутия). 120 машин! Гаишники не только не мешали проводить акцию, но и дружественно подмигивали фарами. Ну и, наконец, эпический Владивосток с его четырехтысячной автоколонной и фактическим штурмом митингующими таможенного управления, который привел к отмене изменений в правилах растаможки машин. (См. "Новую" N 75, 76.) Не нужно быть специалистом в области статистики, чтобы проследить нарастание народного возмущения с запада на восток. Москва в этой системе берет на себя функции информационно-аналитического центра, который "переваривает" информацию о причинах протестных акций и пытается донести ее до федеральных органов власти. К примеру, на прошлой неделе члены движения "Свобода выбора" озвучили свое видение изменений правил растаможки машин и новых властных наездов на праворулыциков . Напомним, что во время прямого эфира президент пообещал, что запрета на праворульные авто не будет, но зачем-то привязал к этому историю гибели алтайского губернатора Евдокимова, а на следующий день главный гаишник страны генерал Кирьянов сообщил, что машины с правым рулем представляют собой очевидную опасность безопасности дорожного движения. Конечно, утверждать можно все что угодно. Но есть ведь и статистика, и даже официальная. (См. график.) Так, по информации, размещенной на сайте самого ГАИ, в 2004 году среднее число погибших на одно ДТП в Дальневосточном федеральном округе было ниже, чем в среднем по стране. Если учесть, что более 90 % транспортных средств в этом округе праворульные, то получается, что они как минимум не опаснее всего того, что ездит в других частях страны. Более того, чаще обычного люди гибнут в авариях в Южном федеральном округе, где как раз доминируют детища российского автопрома. Вот на кого надо было "наезжать" Кирьянову! Однако не будем поддаваться соблазну манипулировать статистическими данными. В действительности аварийность зависит не от того, с какой стороны расположен руль, а от того, кто за этим рулем сидит. Если вы имели неосторожность кататься с таксистами по горным серпантинам на перегоне Лазаревское - Адлер, то поймете, о чем я говорю. О культуре вождения. Вот ею и должна заниматься ГАИ. А не беспочвенными наездами, единственным результатом которых может стать искусственный передел рынка. К тем же последствиям может привести и вводимый таможенниками мини-каталог, который и вызвал волну протеста во Владивостоке. Суть в следующем. Если раньше растаможка осуществлялась по цене сделки в Японии, данные о которой указывал владелец автомобиля, то теперь таможенники решили взять за точку отсчета цену в японских каталогах. И все бы ничего, только это противоречит главному ведомственному документу - Таможенному кодексу (ТК). Послушаем Романа Расторгуева, члена движения "Свобода выбора": "ТК предусматривает определение стоимости растаможиваемого товара с помощью так называемого резервного метода. Это если таможенники уверены, что их пытаются обмануть. Пусть так. Но в п. 2 ст. 24 ТК четко сказано: "В качестве основы для определения таможенной стоимости товара по резервному товару не могут быть использованы <... > г) произвольно установленная или достоверно не подтвержденная цена товара". Вот это и есть самое вкусное! Любые каталоги, к которым апеллируют таможенники, не являются официальным документом. Это коммерческие издания, существующие для получения прибыли. Они могут быть сколь угодно популярными и авторитетными, но при этом не заверяются ни Торгово-промышленной палатой страны-экспортера, ни каким-либо другим официальным органом. Проще говоря, имея определенную сумму денег, я могу издать любой каталог с любыми ценами. О какой достоверности и обоснованности здесь может идти речь?". С логикой автолюбителей спорить сложно. Наверное, поэтому они, по статистике, выигрывают 80 % судебных тяжб с таможенниками. Но зачем тогда, спрашивается, нужно заставлять людей обращаться в суд, тратить нервы и деньги? Представители "Свободы выбора" уверены, что таким образом государство получает бесплатный кредит, ведь деньги возвращают не раньше чем через два месяца после решения суда. Так это или нет, не столь важно. Важно, что в Приморье мы видим следующую логическую цепочку. Действия чиновников нарушают закон - люди выходят на улицы - чиновники хотя бы на время меняют свое решение. По решению согласительной комиссии, в которую вошли представители правозащитных организаций, таможенной службы и местные депутаты, действие пресловутого мини-каталога временно приостановлено. Такая вот уличная демократия. <--source-->Давыдов Денис <--source-->Новая газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований