В минувшую пятницу глава Минэкономразвития Герман Греф предложил снизить налог на добавленную стоимость с 18 до 16%. Таким образом, он разошелся со своим традиционным союзником в правительстве - министром финансов Алексеем Кудриным, уверенным в том, что ставку НДС в ближайшие три года трогать нельзя. Но и премьера Фрадкова, который хотел бы уменьшить НДС сразу до 13%, такой компромисс вряд ли устроит. Спор о судьбе НДС все более запутывается: предложение Грефа - уже четвертый вариант, обсуждаемый чиновниками. В такой ситуации все больше вероятности, что ставка НДС не будет снижена и в 2007 году. В минувшую пятницу истекли две недели, которые Михаил Фрадков давал МЭРТ и Минфину для представления расчетов снижения НДС с 18 до 13% уже с 2007 года. По мнению премьера, этот шаг позволит ускорить экономический рост на 0,5% и повысит шансы на «удвоение ВВП». Однако, как признал глава Минэкономразвития Герман Греф, ведомства пока еще только «заканчивают» эти расчеты. Мешают «небольшие расхождения» МЭРТ и Минфина. Алексей Кудрин по-прежнему не хочет трогать ставку НДС до 2009 года, ссылаясь на то, что бюджетная «трехлетка» на 2006-2008 годы уже спланирована и в ней заложена действующая ставка в 18%. При этом Минфин согласен улучшать администрирование НДС - например, с 2007 года ввести уведомительный порядок возврата налога экспортерам. Греф эту позицию первоначально полностью разделял: во внесенном 17 октября, уже после премьерского поручения по НДС, проекте среднесрочной программы о снижении ставки НДС говорилось как о деле туманной «перспективы», а на первое место ставились проблемы налогового администрирования. И все же выступать совсем против снижения налогов ведомству, ответственному за ускорение роста экономики, было бы как-то странно. К тому же из Кремля прозвучала формула компромисса: глава Экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович предложил снизить НДС до 15%. Поэтому к минувшей пятнице Греф все же Фрадкова «услышал», хоть и не до конца. Он согласился с тем, что НДС в 2007 году снизить можно, но не до 13%, и даже не до 15%, а лишь до 16%, причем с одновременной отменой льготной ставки в 10%, которой облагаются социально значимые товары (хлеб, молоко, детские товары). Но такая уступка вряд ли устроит Михаила Фрадкова. Ведь о возможности снижения НДС до 16%, причем уже с 2006 года, еще в 2004 году говорил Минфин. Однако замглавы аппарата правительства Михаил Копейкин подготовил расчеты, которые доказывали, что предприятия обрабатывающей промышленности такого снижения не почувствуют: чтобы дать заметный стимул производству, нужно резкое уменьшение ставки. Тогда - в конце 2004 года - и появилась идея 13% НДС, именно как альтернатива 16% от Минфина. Пока в Белом доме ждут окончательных расчетов от Минфина и МЭРТ. Но уже видно, что аппарат правительства и экономические министерства по-прежнему говорят на разных языках. Даже доходы, которые бюджет теряет от снижения НДС, они считают по-разному. МЭРТ и Минфин настаивают, что потери составят 500 млрд. рублей – и это, с их точки зрения, делает «вариант Фрадкова» невозможным. А в Белом доме, считают, что при снижении НДС до 13% выпадающих доходов будет "всего" 300 млрд., даже если сохранить льготную ставку. Причем половина этой суммы будет компенсирована благодаря росту собираемости НДС и общему подъему экономики. Причина расхождений в том, что Кудрин и Греф в своих расчетах учитывают не только прямое снижение НДС, но и переход к его ускоренному возврату при экспорте. Вместе эти меры и дают 500 млрд. Можно, конечно, отказаться от ускоренного возврата и, уже не в первый раз, отложить этот шаг - теперь до 2008 года. Однако это значит нарушать договоренность с российским бизнесом. Как заявил на минувшей неделе глава РСПП Александр Шохин, проблема налогового администрирования остается главной для предпринимателей. А вот простое снижение ставки НДС, опасается Шохин, правительство "может компенсировать ужесточением налогового администрирования и увеличением штрафных санкций". <--source-->Андрей Литвинов <--source-->Газета