Таможенный портал

Версия для печати

Российская таможня -- одно из основных бюджетообразующих ведомств страны, ее вклад в российскую казну весьма весом. И главным инструментом для зарабатывания денег таможенники считают свою информационную систему. За почти полуторавековую историю российской таможенной службы ее функции практически не изменились. С момента создания в 1865 году департамента таможенных сборов это ведомство осуществляет контроль и надзор в области таможенного дела, выступает как агент валютного контроля, борется с контрабандой и иными административными правонарушениями. Нынешняя Федеральная таможенная служба (ФТС РФ) -- это своего рода государство в государстве с «населением» 68 тыс. сотрудников: более 690 постов таможенного контроля, около 150 таможен, 7 региональных таможенных управлений. Подпирает это «дерево» штаб-квартира ФТС в Москве, где трудятся еще около 1600 человек. Подчиненность в этой древовидной иерархии идет от корня -- центрального аппарата к самым мелким ветвям -- таможенным постам. Ровно такую же структуру имеет и информационная система ФТС, без которой, по словам начальника главного управления информационных технологий ФТС Леонида Ухлинова, таможня сегодня работать просто не может: главный научно-информационный вычислительный центр в Москве, где находится центральная, самая полная (7,5 терабайт информации) база данных, семь региональных ВЦ. Свою информационную систему имеет и каждая таможня, но все они жестко встроены в общую иерархию. ИТ-инфраструктура ФТС содержит более 36 тыс. персональных компьютеров, объединенных в сеть, около 2 тыс. серверов. В качестве программной платформы используется СУБД Oracle и пакет прикладных приложений этой же фирмы для обработки информации. В регионах базы данных построены на основе технологии Windows. «Вычислительных мощностей нам уже не хватает,-- замечает Леонид Ухлинов,-- поэтому строим в Москве второе здание ВЦ». В ФТС сейчас ведется большой проект модернизации информационной системы, рассчитанный на четыре года. Он стартовал в начале 2004 года. Проект реализуется на средства из займа Всемирного банка, так что проблем с финансированием не возникает. Правда, проект можно было бы реализовать и за счет бюджета -- денег у государства сейчас хватает, но когда все начиналось, был выбран вариант с заимствованными средствами. Необходимость модернизации связана с объемами первичной информации, поступающей в базу данных ФТС: от 700 Мб до 1,5 Гб ежедневно. Сегодня ни один таможенный документ не рассматривается, если нет его электронной копии. Вообще, электронная копия грузовой таможенной декларации -- главный источник сведений для таможенников. А в новом Таможенном кодексе предусмотрена и возможность «чистого» электронного декларирования, предполагающего полное отсутствие каких бы то ни было бумаг. Каждая декларация может содержать до 30–40 листов, поскольку в нее включают все товарные позиции декларируемого груза. Один лист компьютерной формы «весит» 2 Кб, объем средней декларации -- 60 Кб, ну а в год поступает 2,5–3 млн таможенных деклараций. При подаче декларации, как только первые сведения о товаре (заявитель, код таможенного органа, вид товара, предварительная оценка и т.д.) вводятся в компьютер, и ей присваивается номер, информация сразу же поступает в базу данных системы оперативного мониторинга. И ее видят все, кому это положено по статусу. По мере дальнейшей обработки к записи добавляются дополнительные сведения, другие документы, и после закрытия декларации она переводится в основное хранилище -- базу данных отработанной информации. Впрочем, даже после закрытия в декларацию могут вноситься правки -- таможенники, обнаружив нарушения, потребуют изменить код товара, доначислят платежи и т.д. На полную выверку и корректировку отводится 45 дней после закрытия сделки. После этого «чистая» декларация кладется в другую базу данных, по которой считается статистика внешней торговли. Прикладные программы, «питающиеся» этими базами данных, позволяют контролировать любую таможенную операцию. «На сегодняшний день,-- с гордостью говорит Леонид Ухлинов,-- мы можем из Москвы отслеживать работу складов временного хранения по всей территории России. Система оперативного мониторинга позволяет нам действовать в режиме реального времени». Низовые же звенья таможни работают следующим образом. В распоряжении инспектора имеется несколько источников важной информации. Во-первых, это центральный реестр субъектов внешнеэкономической деятельности, который хранится в базе данных ГНИВЦ ФТС. Он содержит досье на всех участников ВЭД, и доступ к нему открыт из любой точки таможенной сети. Во-вторых, это единый государственный реестр налогоплательщиков и реестр юрлиц, которые ведут налоговики. Кроме того, таможня пользуется базой данных фирм-«однодневок», не закрывших налоговую отчетность за какой-либо период. В общей сложности у ФТС более 20 соглашений об информационном обмене с различными федеральными органами власти. Так что инспектор может просветить своего «клиента» со всех сторон, но и сам он находится в таком же положении -- по отношению к вышестоящим органам: аналитические группы в центральном аппарате ФТС занимаются мониторингом таможенного оформления, отслеживая отклонения от стандартных параметров (критерии мониторинга задают сами аналитики). И инспектор, начиная оформлять сделку, знает, что все его действия находятся под контролем. Из штаб-квартиры ФТС могут даже остановить обработку любой декларации, если заметят что-то неладное. И все же руководство ФТС не вполне удовлетворено возможностями своей информационной системы. «Например, система мониторинга должна быть связана с системой анализа и управления рисками,-- говорит Леонид Ухлинов.-- В новом здании ВЦ мы создадим ситуационный центр, который будет обслуживать не только наш центральный аппарат, но и коллег из других ведомств. Система анализа и управления рисками -- это наше будущее: мы сделали только небольшую ее часть, которая позволяет остановить оформление декларации на основе анализа разных документов». <--subtitle-->В одно окно В рамках глобального проекта по модернизации в ФТС внедрен корпоративный портал. «Это не дань моде,-- объясняет Леонид Ухлинов.-- Портал обеспечивает единую точку доступа ко всем информационным ресурсам и дает людям современный инструмент для работы с документами. Портал делает доступ не то чтобы более простым, а, я бы сказал, более логичным. У нас в работе постоянно находятся 69 программных комплексов, и, чтобы можно было легко переключаться из одной программы в другую, не перезагружая их каждый раз, нужен единый интерфейс -- на основе портальных технологий». Когда в ФТС было принято решение о разработке портала, управление ИТ опросило всех потенциальных пользователей в центральном аппарате об их потребностях в информационных услугах. Инспектору на таможенном посту портал, конечно, ни к чему, он пользует программой, четко регламентирующей его действия, а вот у аналитиков потребности гораздо шире. После анализа всех пожеланий было сформировано техническое задание и объявлен открытый конкурс: с помощью какого решения, в какие сроки, за какие деньги подрядчик готов решить эти задачи, и каким образом он потом будет обучать пользователей портальным технологиям. В тендере приняли участие многие российские компании-интеграторы, но победила «РБК Софт», предложившая портальный «движок» на основе технологий Microsoft (MS Office SharePoint Server 2003). Сначала в ФТС запустили пилотный проект и в течение четырех месяцев обкатывали его на двух управлениях -- организационно-инспекторском и управлении ИТ. После обкатки в ТЗ были внесены изменения, и сейчас работает вторая очередь портала, запущенная в промышленную эксплуатацию в декабре 2004 года. На портале содержатся формы статотчетности, они определены приказом по ФТС и подлежат обязательному заполнению; действует функция заказа пропусков, доступ к базе данных грузовых таможенных деклараций, таможенно-приходных ордеров, документов контроля доставки. Но, пожалуй, самое захватывающее «кино» -- это система оперативного мониторинга таможенной деятельности. С ее помощью можно проследить за всеми сделками на таможне, получить досье на фирму, везущую товар, а также на инспектора, оформляющего сделку, сделать любые выборки по географии, срокам, товарам (система позволяет строить разрезы по 650 показателям). Информация в этой базе данных хранится с 2002 года, за более ранними сведениями нужно обращаться уже в архивную базу. На портале также находятся правовые системы, различная справочная информация, включая форматы всех документов, необходимых для электронного декларирования, управление делами держит здесь свои бланки, управление ИТ -- всю информацию по проекту модернизации. Поскольку у сотрудников ФТС нет доступа к интернету (федеральным службам это запрещено), на портале имеется «зеркало» внешнего сайта таможенной службы. «Мы издали около десятка приказов, регламентирующих каждый шаг работы с порталом, в каждом разделе находится инструкция для пользователей -- рассказывает Леонид Ухлинов.-- Это не игрушка, а рабочий инструмент, и если кто-то работает на портале, он несет ответственность за свои действия. Поэтому, во-первых, портал наполняется информацией, во-вторых, эта информация достоверная, полная и оперативная. У меня в управлении есть группа контроля, которая совместно с такой же группой в ГНИВЦ постоянно следит за состоянием информационной системы». Раньше в ФТС информационные системы были разрозненными. Для хранения документов, например, использовался отдельный файл-сервер, который не поддерживает механизмов поиска и обработки документов, отслеживания версий, на нем сложно организовать структурирование информации и разграничение доступа к ней. Так что об эффективности совместной работы говорить не приходилось. Теперь появилась возможность получать обобщенную информацию «из одного окна». Но людей нужно научить с ним работать. Как говорит, пользуясь терминологией из коммерческого сектора, Леонид Ухлинов, привить им определенную корпоративную культуру. «Если в каждом подразделении не будет ответственного лица, то этим не стоило и заниматься,-- убежден он.-- Мы просто растеряем информацию, и будет больше вреда, чем пользы. Тут нужна жесткая дисциплина. Мы довольно много времени потратили на регламентацию применения информационной системы, пока не научили людей относиться к ней трепетно, как к инструменту, с помощью которого они зарабатывают деньги». <--subtitle-->Революция продолжается Следующим этапом модернизации станет создание системы электронного документооборота с использованием цифровой подписи. Конкурс, объявленный ФТС по этой системе, состоялся, все участники прислали свои предложения. Скоро будет названо имя победителя. «Когда в 2008 году мы закончим проект по модернизации системы, тогда, быть может, сможем сказать, что в ближайшие годы никакие революции нам не страшны,-- говорит Леонид Ухлинов.-- Система позволит оперативно настраиваться на любые изменения в работе таможни. В прошлом году, например, у нас было 267 внутренних приказов с требованиями внести изменения в ПО. Каждый день приходится что-то менять, постоянно выходят постановления правительства об изменении тарифов, ставок таможенных пошлин, так что наша ИТ-служба находится в постоянном движении. Вообще, эта «мясорубка” затягивает: люди, поработавшие в информационных структурах ФТС, после ухода отсюда первое время испытывают шок -- неужели можно работать спокойно! Беда в том, что люди к нам работать не идут -- зарплата маленькая. В нашей информационно-технической службе всего около двух тысяч сотрудников -- для системы, охватывающей всю страну на двенадцати часовых поясах, это мало. И очень много вакансий, особенно в удаленных регионах. Мы постоянно набираем людей, обучаем их современным технологиям, они собирают сертификаты известных вендоров -- и уходят в коммерческие структуры. Пока зарплаты не сравняются, так оно и будет». <--source-->iOne.ru

Показать больше