Постнова Вера

Версия для печати

Вчера глава Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами Юрий Жданов сообщил, что в течение месяца будут разработаны поправки в закон об ОЭЗ, предусматривающие создание особых зон в российских портах. По мнению Жданова, такие зоны могут быть созданы как в морских и речных портах, так и на территории аэропортов. Портовые зоны могут стать уже четвертым видом ОЭЗ. Первоначально закон, принятый летом этого года, предусматривал всего два их вида: промышленно-производственные, предполагающие строительство новых крупных предприятий на площади в 10 кв. км, и технико-внедренческие площадью 2 кв. км для производства высокотехнологичной продукции. Но закон был больше ориентирован на производство товаров и не учитывал специфику инвестиций в сферу услуг. Расширение возможностей ОЭЗ неоднократно обсуждалось в Белом доме с бизнесменами, входящими в совет по конкурентоспособности. Премьер Фрадков прислушался к бизнесу, тем более что ОЭЗ удачно вписывается в схему частно-государственного партнерства, с помощью которой правительство надеется подстегнуть экономический рост. На одном из ближайших заседаний кабинета должны быть рассмотрены поправки в закон, касающийся создания третьего типа зон: рекреационных, для развития рынка туристических услуг. А в начале октября премьер поручил Минэкономразвития предусмотреть при доработке закона также возможность организации производства и переработки продукции в режиме свободной таможенной зоны на территории морских портов. Как пояснил Жданов, именно на это направлены поправки, которые готовит его ведомство. Конкурс по отбору портов для создания особых зон, по мнению Жданова, может состояться уже в мае - июне 2006 года. Потенциальные инвесторы уже есть.Интерес к таким проектам у нашей группы, безусловно, существует", - заявил "Газете" глава группы "Промышленные инвесторы" Сергей Генералов. Именно он со стороны бизнес-сообщества был наиболее активным сторонником создания портовых ОЭЗ. Первыми, по мнению Генералова, особый статус могут получить порты Северо-Запада, такие как Усть-Луга. Это позволит перенаправить российские грузы в отечественные порты, а не в порты Финляндии или Прибалтики. "Сейчас, - поясняет Генералов, - в наших портах невозможно создавать свободные таможенные склады, логистические центры по обработке экспортных и импортных грузов, которые на какой-то срок были бы освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС. Такие центры позволят накапливать грузы, пребывающие на судах, обрабатывать их, формировать оптимальные контейнерные партии. Подобные услуги сейчас предлагает импортерам Финляндия". Позднее, считает Генералов, в портовых зонах можно будет организовать и производство: в порт приходят комплектующие, в порту же происходит их сборка, а конечный продукт экспортируется, при этом государство снижает часть налогов с такой продукции. Впрочем, по сведениям Генералова, пока поправки создания подобных производственных комплексов не предусматривают. Ну а в аэропортах с помощью ОЭЗ можно будет создавать предприятия для ремонта и оснащения авиатехники, считает ведущий эксперт НИИ экономики авиационной промышленности Олег Пантелеев. Проекты создания таких зон, по его словам, уже есть: "В ярославском аэропорту Туношна НПО "Сатурн" хочет организовать предприятие по ремонту своих авиадвигателей, установленных на самолеты". <--source-->Литвинов Андрей <--source-->Газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше