Российскому автопрому присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) не сулит никаких неожиданностей. По истечении переходного периода снизятся пошлины на новые иномарки - с нынешних 25% до 15% от цены автомобиля. Остальные же негативные для отрасли процессы реализуются уже сегодня. Россия в ходе переговоров о вступлении в ВТО взяла на себя обязательства снизить ставку на ввоз новых автомобилей с нынешних 25% до 20% через 5 лет и до 15% через 7 лет после вступления страны в члены этой организации. "Пошлины на автомобили - это одна из главных тем, обсуждавшихся на переговорах, - говорит Игорь Данилов, директор проектов консалтинговой компании ПАКК. - При этом позиция нашей страны в общем правильная и сбалансированная. Это сохранение высоких пошлин на автокомплектующие и снижение ставок на импорт готовых автомобилей". Хочется верить, что в правительстве понимают те риски и преимущества, которые российская автоиндустрия получит от членства страны в ВТО. С одной стороны, это интеграция российских автозаводов в мировую автоиндустрию. С другой - усиление конкуренции со стороны иностранных концернов. Однако снижение пошлин на иномарки лишь незначительно уменьшит цены на импортные автомобили. "Вступление России в ВТО повлияет на состояние дел в российской автоиндустрии не сразу, скорее в перспективе, - считает Валерий Тараканов, генеральный менеджер по стратегическому маркетингу группы компаний "Рольф". - И случится это не скоро, по истечении переходного периода (если Россия вступит в ВТО в следующем году, то не ранее 2013 года), когда снизятся таможенные пошлины на иномарки". Растущую конкуренцию со стороны иностранных концернов российские автозаводы ощущают уже сегодня. Улучшение технического уровня, безопасности, экологических свойств российских машин неизбежно ведет к применению более дорогих материалов, комплектующих, технологий. Кроме этого, доля ручного труда в современном производстве снижается. Поэтому недорогая рабочая сила, наш традиционный козырь, будет играть все меньшую роль в ценообразовании на автомобили. "Дешевая электроэнергия, земля, ресурсы и сырье - все это уходит в прошлое. Следствием всего этого конечно же будет рост цен на новые отечественные модели", - считает Валерий Тараканов. До снижения пошлин на иномарки еще далеко, перед российскими автозаводами маячит более ощутимая угроза. Из-за ужесточения экологических требований им придется забыть о дешевых машинах. После введения стандарта "Евро-3" в 2008 году их производство будет просто невозможно. "АвтоВАЗ" - единственный, кто готовит смену заднеприводной "классике", составляющей до 30% объема выпуска предприятия. Однако новые модели не будут дешевле сегодняшней "Калины". По мнению экспертов, независимо от того, вступит наша страна в ряды ВТО или нет, российский автопром в том составе, в котором он существует сегодня, не выживет. Сохранится лишь наиболее конкурентоспособная его часть. Большинство же отечественных автомобильных брендов всего через несколько лет станут достоянием истории. <--source-->Хмелев Михаил <--source-->Известия <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований