С СЕРЕДИНЫ октября осуществляется регулярное автомобильное сообщение между Калининградским регионом и остальной Россией через Литву с помощью автоматизированной ваучерной системы. Тем самым сделан стратегический шаг в решении внешнеэкономических проблем этого анклава в условиях расширения Евросоюза. Еще в апреле 2005 года по поручению национальных транспортных министерств Литовская национальная ассоциация автомобильных перевозчиков и Ассоциация международных автоперевозчиков России подписали Договор по использованию индивидуальной гарантии (ваучеров), предусмотренных Европейской Конвенцией "О процедуре общего транзита". Согласно документу литовская сторона, имеющая статус гаранта уплаты таможенных пошлин и налогов перед литовскими таможенными органами, будет передавать российским коллегам индивидуальные гарантии - ваучеры. Такая передача осуществляется на условиях предоставления российской стороной встречных гарантий уплаты таможенных пошлин и налогов за российских перевозчиков на территории Литвы. Российские перевозчики, как сказано в упомянутом договоре, могут использовать эти ваучеры в Литве в качестве гарантии уплаты пошлин и налогов при перевозках между Калининградской областью и остальной территорией России. Это существенно ускорит таможенное оформление транзита и, соответственно, сами перевозки. Схема такова: по каждому ваучеру литовской стороне гарантирована уплата суммы таможенных пошлин и налогов до 7 тысяч евро включительно. При перевозке товаров на одном транспортном средстве одновременно разрешается использовать до 7 ваучеров. Они являются "именными" и будут продаваться перевозчикам по всей территории РФ. Стоимость одного ваучера определена 18 евро. Обращает на себя внимание тот факт, что решение таможенных и смежных проблем калининградского транзита состоялось не столько в рамках "калининградской" политики Евросоюза, сколько благодаря российско-литовскому взаимопониманию. По экспертным оценкам, Литва заинтересована в увеличении российского внешнеторгового транзита, точнее - в успешной транзитной конкуренции с Польшей, Латвией и Эстонией. Поэтому фактическое согласие ЕС с упомянутой схемой транзита не в последнюю очередь было обусловлено позицией Литвы. Некоторые североевропейские СМИ отмечают, что Вильнюс опередил Варшаву в конкуренции за калининградский коридор. Сказалась здесь и литовско-калининградская политика Белоруссии, которая, напомним, договорилась с Литвой о взаимных транзитных льготах в грузо- и пассажирских перевозках. А заметим, свыше 60 процентов совокупного грузо- и пассажирооборота Калининградской области с остальной РФ осуществляется именно через Белоруссию. Доля же "белорусского коридора" во внешнеэкономических перевозках Литвы превышает 15 процентов. Можно сказать, экономико-географические факторы сомкнули взаимные интересы России, Белоруссии и Литвы именно на калининградском транзите. Как сообщил "Российской бизнес-газете" вице-президент российской ассоциации Алексей Васильков, о создании и начале работы автоматизированной системы объявили еще весной. Но на практике использовать ее автомобилисты не могли, потому что нужно было представить литовским таможенным органам четкие финансовые гарантии уплаты таможенных платежей на территории Литвы. Гарантом-поручителем на территории государства - члена Евросоюза не могут выступать ни банк, ни страховая компания. По просьбе Минтранса России к решению проблемы подключились профессиональные ассоциации, имеющие статус гаранта по уплате таможенных платежей перевозчиками перед таможенными органами России. <--source-->Чичкин Алексей <--source-->Российская бизнес-газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований