Американская General Motors (GM) открыла в Москве собственный научно-технический центр. По словам представителей GM, он будет вести исследования в области передовых конструкционных материалов, разрабатывать системы нейтрализации отработавших газов, работать над водородными технологиями. Американцам давно интересны "дешевые" и хорошо подготовленные российские ученые, считают многие эксперты "Газеты". "Отечественной автомобильной науке достался огромный кадровый потенциал, - говорит аналитик инвестиционной компании "Атон" Алексей Языков. - Сегодня этот потенциал практически не задействован. Около двух лет назад был ликвидирован НИИТавтопром. Другой НИИ - автомоторный НАМИ - за последние годы резко сократил масштабы исследований. Не у дел остались тысячи ученых. Часть специалистов ушла в НТЦ автомобильных компаний, однако даже у них средняя зарплата осталась сравнительно невысокой". По данным Академии проблем качества, она не превышает 350 - 400 долларов в месяц. "Вероятнее всего, этот фактор сыграл решающую роль в выборе России как корпоративной научной мекки. Это нормальная практика для развивающихся стран Восточной Европы и Азии, например Индии. В последнее время лидеры мирового автомобильного бизнеса охотно открывают здесь свои научно-исследовательские представительства. Не исключено, что вслед за General Motors по этому пути в России пойдут и другие иностранные концерны", - считает Языков. В намерениях General Motors наблюдатели увидели и запоздалое превращение российской автомобильной науки в полноценный бизнес. "Эта метаморфоза была определена как минимум двумя факторами", - считают аналитики "АСМ-Холдинга". Первый - активный рост рынка автомобильной техники. Второй - автопромышленная политика правительства. "Кабинет министров наконец-то определился с тем, как в стране должен развиваться автопром, и принял ряд стимулирующих мер. В начале года был вновь ужесточен таможенный режим для подержанной техники. Одновременно значительно смягчены условия для развития иностранных автопроизводств. Для всех компаний, осуществляющих поставки из-за рубежа, установлен так называемый "режим промышленной сборки" с "льготными" ввозными ставками в 0 - 3%. "Уже сейчас эти меры резко обострили конкуренцию на внутреннем рынке, заставив российские автозаводы оперативно снижать издержки и локализовать производство. Неудивительно, что ценность интеллектуальной собственности сразу выросла в разы. Рано или поздно должен был появиться оператор, который обеспечивал бы предприятия передовыми разработками и сведениями, - отметили в "АСМ-Холдинге". "Простор для деятельности корпоративных НИИ и НТЦ просто огромный, - продолжает мысль специалист российской Академии проблем качества Ефим Добринский. - Начались поставки технологий в страну, но качество их освоения пока оставляет желать лучшего. Достаточно посмотреть на саму General Motors. Ни одно из российских производств, выпускающих комплектующие для GM, не избавлено от проблем с качеством. Вероятнее всего, на первых порах НТЦ будет ликвидировать эти производственные недочеты". <--source-->Кудряшов Дмитрий <--source-->Газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований