Фонд ИНДЕМ провел исследование рынка взяток до и после «дела «ЮКОСа». Результаты порадовали: у чиновников улучшился аппетит Тот факт, что 2003-й оказался путинским «годом великого перелома», подтверждают социологические исследования рынка коррупции фонда ИНДЕМ. Образцово-показательное «дело «ЮКОСа» в корне перевернуло ситуацию в правящем у нас классе бюрократии. Два доклада Георгия Сатарова со товарищи, обнародованные по замерам 2001-го и 2005 годов, буквально кричат о качественном изменении на рынке взяток. Из «смазки системы» коррупция переросла в нечто более масштабное. Достаточно сопоставить цитаты с цифрами и фактами. «Высокий уровень коррупции в России и как следствие неэффективности системы — низкий показатель ВВП на душу населения. Эти два явления взаимосвязаны. Россия оказывается самой благополучной из стран с таким же уровнем коррупции, как у нее, и самой коррумпированной из стран с тем же уровнем ВВП на душу населения. Очевидно, что для России закрыты любые траектории, при которых увеличивается ВВП на душу населения и при этом сохраняется или увеличивается нынешний уровень коррупции. Это вещи, друг друга взаимоисключающие». <--source-->Диагноз исследования-2001, обнародованного до «дела «ЮКОСа» <--subtitle-->Что стало: «Мы видим, что уменьшилось примерно на 20 процентов значение только одного показателя — интенсивности коррупции. Возможно, что предприниматели, как и граждане, стремятся реже давать взятки. Все остальные показатели рынка деловой коррупции резко возросли. Более чем в 13 раз вырос размер средней взятки; почти в 11 раз вырос среднегодовой взнос. Почти в девять с половиной раз вырос объем коррупционного рынка. Он сопоставлен с доходами федерального бюджета, которые в интервале с 2001-го до 2004 г. возросли почти на 140%. Если в 2001 г. коррупционный рынок был на треть меньше, то в 2005 г. рынок деловой коррупции превзошел доходы федерального бюджета в 2,66 раза. Значит, если мерить рынок размером доходов, то объем коррупции вырос в четыре раза». <--source-->Констатация-2005, обнародованная два года спустя после первого ареста <--subtitle-->Комментарий «Новой»: Напоминает старый советский анекдот: капиталистический Запад стоит на самом краю пропасти и внимательно смотрит, что мы там делаем… <--subtitle-->Что было: «Коррупция в России — это в большинстве случаев коррупция предложения, а не спроса. Наше исследование показывает, что коррупция, взяточничество чиновников не рассматриваются как одна из наиболее важных проблем общества. Скорее это второстепенная проблема, не идущая в сравнение с обеспокоенностью людей экономическими невзгодами». <--source-->Диагноз исследования-2001 <--subtitle-->Что стало: «Общий рынок бытовой коррупции демонстрирует стабильность, однако это динамическая стабильность. Она образуется совместным действием двух противоположных тенденций: власть усиливает коррупционное давление на граждан, а граждане в ответ снижают спрос на коррупцию. В данных по риску можно отметить поразительную стабильность двух полярных рынков — самого рискованного рынка коррупционных услуг ГИБДД и наименее рискованного рынка услуг пенсионного обеспечения. Уменьшается риск попасть в коррупционную ситуацию на рынке услуг по ремонту и эксплуатации жилья. Причина очевидна — эта сфера все больше уходит из рук государства в частные руки. Если раньше можно было спекулировать на том, что в коррупции виноваты как берущие, так и дающие, то теперь этот тезис просто противоречит фактам» <--source-->Констатация-2005 <--subtitle-->Комментарий «Новой»: Как писал польский сатирик Станислав Ежи Лец, когда мы опустились на дно, снизу постучали. Со своей стороны заметим, что требовательно-настойчивый стук сверху пока слышен отчетливее, чем ропот общества, но власть и народ, очевидно, уперлись в потолок возможностей друг друга. <--subtitle-->Что было: «Наиболее коррумпированной областью государственного управления является, с позиции горизонтального разделения властей, власть исполнительная, а с точки зрения вертикального, — власть муниципальная. Опрос предпринимателей свидетельствует об обратном. Исполнительная власть для них является менее коррумпированной либо сходной по степени коррумпированности с властью законодательной». <--source-->Диагноз исследования-2001 <--subtitle-->Что стало: «Большая часть коррупционного сбора остается исполнительной власти, что естественно. Полученные статистические факты свидетельствуют о двух важных сторонах российской жизни: первая — исполнительная власть настолько важнее двух других, насколько ее доля коррупционного дохода превосходит прибыток двух — законодательной и судебной — ветвей власти; вторая — российская экономическая жизнь фантастически зарегулирована». <--source-->Констатация-2005 <--subtitle-->Комментарий «Новой»: С фактическим низложением Совфеда и Госдумы РФ как институтов худо-бедного парламентаризма устранено не только прежнее разделение труда — народ несёт взятки чиновникам, а бизнес коррумпирует депутатов, — но и… разделение властей. Берут все, но кое-кто вернул себе львиную долю. Денег. <--subtitle-->Что было: «Общее мнение таково: чем больше денежные потоки в какой-либо сфере, тем больше там коррупция. Попытка ранжирования разных сфер хозяйствования дает примерно следующий результат (начиная с самой коррумпированной): 1. Лицензии и квоты на экспорт (металлы, энергоносители). 2. Министерство финансов (трансферты, налоговые зачеты и т.п.). 3. Социальная сфера (обслуживание бюджетных счетов). 4. Бартер и натуральный зачет долгов в регионах (крадется от 30 до 40% общих объемов). 5. Приватизация. 6. Налоги и таможенные платежи. 7. Банковская сфера. 8. Транспорт (в первую очередь железнодорожный). 9. Агропроизводство. В разных интервью фигурируют суммы «стоимости должностей» — от 40 000 долларов до 500 000 (за пост заместителя министра). Несколько экспертов высказались в том духе, что чиновников в стране должно быть столько, сколько в государстве есть реально денег на их достойное содержание». <--source-->Диагноз исследования-2001 <--subtitle-->Что стало: «Основные структурные соотношения на рынке деловой коррупции сохранились. Главным изменением стал резкий рост размера взяток как часть увеличения общего коррупционного давления на бизнес. Средний размер взятки сопоставлен со средней по России стоимостью одного квадратного метра на первичном рынке жилья (попросту говоря, новой квартиры), которая в интервале с 2001-го до 2005 г. выросла на 70%. Мы видим, что в 2001 г. на одну среднюю взятку можно было купить тридцатиметровую квартиру среднего качества. Спустя четыре года на одну среднюю взятку стало возможным купить квартиру площадью более двухсот метров. Рост — почти в семь раз. В отличие от граждан предприниматели имеют меньше возможностей уклоняться от взаимодействия с государством и искать альтернативные методы решения проблем. Относительная же стабильность на рынке бытовой коррупции скрывает существенные изменения на специальных рынках. От 20 до 50 процентов потеряли такие мощные и важные рынки, как здравоохранение, обслуживание жилья, суды, автоинспекции. Умеренный рост такого же размера характерен для школ, паспортных столов. Рост в 100—300 процентов наблюдается на рынках коррупции работы, земли, жилплощади. Наконец, гигантский рост наблюдается в военкоматах. И ранее уровень взяток на этом рынке был немалый — третье место, но теперь это — первое». <--source-->Сергей Мулин <--source-->Новая газета