<--head-->- Есть ли у вас собственный последовательный план по локализации компонентов для SsangYong или вы исходите из того, что предлагают российские поставщики? - Собственный план есть, и он отражает специфику не столько продукта, сколько российской компонентной базы. При планировании мы исходили из реальных возможностей отечественного автопрома. С самого начала сборки российскими будут расходные материалы, которыми комплектуется автомобиль на выходе с завода: жидкость стеклоочистителя, моторное масло, бензин, тормозная жидкость. К этой же категории относятся аккумуляторы и диски. О поставке аккумуляторов достигнуто соглашение с нижегородской компанией "Тубор" , выпускающей их по лицензии испанской Tudor. Сейчас идет процесс их адаптации для SsangYong Rexton и получения одобрения корейской стороны. Литые диски будет поставлять красноярская компания К&К, это полностью отечественное производство. Диски сейчас также тестируются - в соответствии с требованиями нашего корейского партнера и законодательства России. Серийные поставки начнутся в следующем году. Также ведем работу с "Нижнекамскшиной" с расчетом на их лицензионное соглашение с Pirelli. Второй этап предусматривает подписание соглашения с корейской стороной о производстве на территории РФ сидений для Rexton с участием российского партнера. Мы предполагаем, что это будет производство с более высокой степенью локализации, чем существующая сборка сидений для других "российских иномарок". На подходе решение о поставках деталей для интерьера: пола, потолка, дверных панелей. Это перспектива 2007 года. Далее мы рассчитываем локализовать детали экстерьера, светотехнику (ее будет поставлять "Воsсh-Рязань"), элементы выхлопной системы (Теппесо). То есть требуемый уровень 30 % локализации мы освоим без каких-либо проблем. <--head-->- Есть ли планы по более глубокой локализации - силовых агрегатов, элементов ходовой части? - Можно локализовать автомобиль хоть на 100 % - вопрос лишь том, насколько это экономически оправданно. Должен быть необходимый объем готовой продукции, чтобы окупить затраты, и отечественная компонентная база, которая бы обеспечивала этот объем. <--head-->- Стимулирует ли постановление о промсборке производителей более сложных агрегатов - автомобильной электроники, двигателей - или такие компоненты выгоднее импортировать готовыми? - Стимулирует, поскольку этот документ привлекает в Россию автомобилестроителей, которые, в свою очередь, создают рынок спроса для производителей автокомпонентов. Также не надо забывать, что кроме стоимости компонента есть логистическая составляющая, и эту статью расходов автопроизводители будут пытаться минимизировать. Такова мировая практика: поставщики компонентов должны находиться рядом со своими потребителями. Через какое-то время таможенные пошлины на детали отойдут на второй план по сравнению с затратами на логистику, поэтому импорт в любом случае это временное решение. <--head-->- Какие универсальные компоненты можно производить в России для всех сборочных заводов? - Все современные автомобили состоят из более или менее унифицированных агрегатов, поэтому в конечном итоге пять-семь ключевых поставщиков будут обеспечивать все автосборочные заводы. Все эти поставщики откроют здесь свои предприятия, поскольку даже незначительные экономические преимущества России (несколько более дешевая рабочая сила и энергоносители) в условиях жесткой конкуренции будут иметь значение. <--head-->- Возможна ли интеграция в сборочное производство SsangYong других предприятий "Северсталь-авто" - Заволжского моторного завода (ЗМЗ) и УАЗа? - Интеграция между ЗМЗ и SsangYong пока не просматривается, но мы изучаем варианты локализации в литейном производстве отдельных деталей для поставщиков компонентов на SsangYong. В более далекой перспективе, когда встанет вопрос локализации коробки передач, ЗМЗ будет задействован в этом процессе. С УАЗом синергия прямая: мы планируем объединить объемы закупок ряда деталей на "УАЗ" и SsangYong. Дополнительные 30-50 тыс. единиц в год будут иметь значение для наших поставщиков и позволят снизить цены. Кроме того, рассматривается возможность использования общих компонентов для шасси. <--head-->- Сколько времени займет постановка в производство отечественных компонентов для SsangYong? - Минимальный срок от начала переговоров до серийных поставок - 18 месяцев. Подходящий опытный образец наши умельцы могут сделать и за пару месяцев, но нам нужно стабильное высокое качество на конвейере, а это требует тщательной подготовки. Этот срок относится только к "механическим" компонентам - интерьеру, элементам подвески - и не касается фундаментальных вещей, например двигателя и трансмиссии, на разработку и внедрение которых требуется от трех до пяти лет. <--head-->- То есть у отечественных производителей, к примеру, автоэлектроники нет перспектив стать поставщиками комплектующих на конвейеры иномарок? - Перспективы локализации электроники заключаются в том, что тот же Siemens будет работать в России, используя здесь свои технологии. Отечественные заводы смогут поучаствовать в этой работе, если сумеют интегрироваться в производственный процесс иностранных компаний. К сожалению, отечественная автоэлектроника в данный момент не на высоте. Серьезный потенциал есть в ВПК, но технологические достижения оборонки могут быть использованы в автопроме опять же только через интеграцию с иностранными партнерами. <--head-->- Планируете ли вы самостоятельно или совместно с партнерами локализовывать какие-либо узлы в России? - Мы хотим сосредоточиться на том виде деятельности, в котором считаем себя профессионалами, - производстве автомобилей. Пусть выпуском компонентов занимаются эксперты в этой сфере. Но это не значит, что мы будем сидеть и ждать становления индустрии автокомпонентов. Инициатива должна исходить от нас, и мы будем двигать этот процесс вперед. <--source-->Сафарова Екатерина <--source-->Коммерсантъ