Удобный повод?

Версия для печати

Завтра начинается суд по уголовному делу о гибели в ДТП губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Заседание суда Зонального района, где 7 августа произошла авария, будет за крытым. Впрочем, для общественности и так закрыто все, что связано с делом погибшего губернатора. Все, кроме дальнейшей судьбы Олега Щербинского, чью "Тойоту" с правым рулем задел на перекрестке мчавшийся с огромной скоростью "Мерседес" Евдокимова. Ему грозит от 4 до 10 лет. Водители праворульных автомобилей от Владивостока до Москвы уже собирают деньги на его защиту. По мнению автомобилистов, скромного железнодорожника из алтайского села Чемровка делают стрелочником вовсе не для того, чтобы снять вину с погибшего водителя губернатора. Просто Щербинский, сам того не ведая, стал пешкой в большой игре. Обвинение против водителя "Тойоты" не на шутку взбудоражило публику. 7 августа на перекрестке трассы Барнаул-Бийск Щербинский собирался повернуть налево, в деревню Плешково, когда его машину с левой стороны обогнал губернаторский лимузин. "Мерседес" вылетел из-за пригорка со скоростью около 200 км/час, и поначалу для всех было очевидно, что Щербинский не мог вовремя отреагировать на столь быстрое сближение. Лимузин чиркнул "Тойоту Спринтер Марино" бортом, но и этого хватило, чтобы легковушка вылетела на правую обочину. "Мерседес" ушел влево и ударился о березу. Никто из пассажиров "Тойоты" не пострадал. Сценарий катастрофы был отработан в первые же дни. Щербинский проходил по делу как свидетель, о преследовании железнодорожника речи не было. Но уже в сентябре позиция Генпрокуратуры Сибирского федерального округа ужесточилась. Теперь Олега обвиняют в том, что он не пропустил машину со спецсигналами и не убедился в безопасности маневра. По словам адвоката Щербинского Сергея Шмакова, следствие подтвердило: левый поворотник у "Тойоты" был включен. Тем не менее юридическая коллизия не столь проста. С одной стороны, водитель "Мерседеса" совершил два нарушения: вдвое превысил максимально допустимую скорость и не пропустил "Тойоту" на перекрестке. С другой стороны, следствие относит "Мерседес" к категории "спецавтомобилей", которые имеют право отступать от ПДЦ и которых всем остальным положено пропускать. Правда, спецавтомобиль может отступать от правил лишь при условии, что их нарушение не ведет к трагическим последствиям, и при включенных мигалке и сирене. А "Мерседес" губернатора ехал без сирены - только с мигалкой. И вообще включить лимузин губернатора в категорию спецтранспорта можно с большой натяжкой - это все же не "скорая". Генпрокуратура СФО и прокуратура Алтайского края от комментариев отказываются наотрез. Молчит и судья Зонального района, куда передано дело. Сотрудники милиции, работавшие на месте ДТП, отсылают в ГУВД края. А там дотошным журналистам прямо заявили: "Не хотим подставляться". Причину столь странного поведения властей защитники Щербинского нашли во время прямого эфира Владимира Путина. 27 сентября, общаясь с народом, президент дал понять, что в аварии с Евдокимовым виноват правый руль "Тойоты": "В ДТП участвовала машина с правым рулем. И водитель просто ничего не успел заметить... С правым рулем. Таких примеров, к сожалению, очень много". Водители и продавцы праворульных машин сразу предположили, что власти пытаются использовать гибель Евдокимова в кампании против ввоза машин с правым рулем. По словам Олега Щербинского, в одной из бесед по делу о ДТП его жене так и заявили: "Они - это они. А вы - просто Пупкины, и не более". Сейчас на автомобильных сайтах страны идет бурная дискуссия. "Давление на японские машины идет по все фронтам. На водителя "Тойоты" хотят повесить гибель Евдокимова, в некоторых городах на автостоянках с водителей "японок" берут больше денег, отказываются регистрировать в ГИБДД. Уверен, это указание из Кремля. Но это нарушение прав автомобилистов и Конституции, и мы будем с этим бороться", - заявил "НИ" председатель дальневосточной общественной организации "Свобода выбора" Владимир Литвинов. "Программа-минимум - вытащить простого человека, попавшего в жернова государственной машины, которая собирается его размолоть в пыль, даже не заметив, во имя своих интересов. Программа-максимум - вытащить Олега и отвести удар от правого руля", - читаем на сайте "Авто Владивосток". Полагая, что от исхода дела Щербинского зависит их бизнес и собственность, продавцы и владельцы "праворуких" машин стали собирать средства на защиту. Одним из инициаторов стал барнаулец Виктор Клепиков. С двумя другими активистами автофорума он съездил в Чемровку и узнал, что профсоюз железнодорожников отказался предоставить Олегу адвоката. Чтобы оплатить защиту, Щербинский продал гараж, но денег не хватило. Тогда участники автофорума и открыли в Барнауле счет, куда могут перечислить деньги все желающие. К 3 ноября автомобилистами для Олега было перечислено 21 625 рублей. Чтобы отпали подозрения в воровстве, 7 ноября Щербинский и его жена сняли часть денег при свидетелях и зафиксировали это у нотариуса. Теперь автомобилисты боятся, что счет могут закрыть по звонку сверху. Собирает деньги на защиту Щербинского и "Свобода выбора". Как сообщил "НИ" Владимир Литвинов, уже собрано более 20 тыс. рублей. Автодилеры в интервью "НИ" подтвердили намерение снарядить десант из экспертов, которые докажут преимущества японских машин над российскими. "Возможно, на суд поедут приморские юристы и эксперты, чтобы доказать суду безопасность японских машин", - рассказал "НИ" директор дальневосточной юридической конторы "Статут" Анатолий Кузнецов. А Владимир Литвинов не исключает, что, если суд признает вину Олега Щербинского в той части, что аварийную ситуацию создало присутствие машины с правым рулем, в Приморье пройдут акции протеста и солидарности. Пока же Олег Щербинский подавлен. "Прочитал сто шестнадцать листов обвинительного заключения и уже настроился, что ему присудят лет пять", - плачет его жена Светлана. Адвокат Шмаков настроен оптимистичнее, но признает, что борьба будет трудной: "Моему подзащитному инкриминируют сразу несколько статей, поэтому о полном оправдании мы сейчас можем говорить только как о стратегической цели". <--subtitle-->Таможня готовит новые тарифы на японские машины С 1 января 2006 года таможенную пошлину на японские автомашины, скорее всего, будут рассчитывать по новым тарифам. Дальневосточные автодилеры и покупатели считают их завышенными и грозят повторить акции протеста, которые в октябре заставили таможенников отказаться от новшества. Приморский конфликт автопродавцов и таможенников связан с разницей автомобильных рынков Европы и Азии. В Японии цена двух абсолютно одинаковых машин одного года выпуска, проданных в один день, может разниться на 2 тыс. долларов.Поэтому отличаются и процедуры оформления машин. На европейских таможнях России каталоги введены давно. На Дальнем Востоке стоимость машины таможенники уже пять лет определяют по собственным сеткам. Хотя в Законе о таможне упоминаний о них нет. "Когда таможенники ввели свои сетки, стало не важно, за сколько ты купил машины. Чеки уже никому не нужны. Поэтому не имеет значения, какую цену я указываю в документах, ведь все равно таможенник поставит свою цену. Об этом хорошо знают все таможенники, от инспектора до начальника", - пояснил "НИ" автодилер Дмитрий Пенязь. Теперь, оправдывая введение каталогов на Дальнем Востоке, начальник регионального таможенного управления Эрнест Бахшецян говорит, что из 150 тыс. машин, ввезенных в прошлом году во Владивосток, 40 тыс. были оценены от 50 до 400 долларов, из-за чего в казну не поступило 180 млн. долларов. В октябре, чтобы снять социальное напряжение, представители Дальневосточной таможни обещали дилерам, что каталоги будут составлены при их участии и в них укажут реальные цены на машины. 7 ноября дилерам показали готовые каталоги. Цены в них ничуть не отличались от тех, которые вызвали протест в октябре. При этом таможенники сказали, что 10 ноября отправляют каталог на утверждение в Федеральную таможенную службу. Автодилеры признают, что не могут остановить свой бизнес даже на полгода, чтобы таким образом наказать таможню. Но они вспоминают, что когда с 5 по 11 октября не забирали машины из порта, таможня начала "задыхаться" - машины некуда было ставить. Если бы акция протеста продлилась, то на рейде Владивостока скопились бы десятки судов с машинами на борту. И кто бы тогда оплачивал простой флота - неизвестно. От дальнейших акций протеста автодилеры не отказываются. <--source-->Дмитрий КЛИМОВ <--source-->Васильева Лариса <--source-->Новые известия <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше