Конкуренция защитит рынок

Версия для печати

О проблемах и перспективах российской промышленности рассказывает заместитель министра промышленности и энергетики РФ Иван Матеров. <--head-->Российская газета | Иван Сергеевич, в стране по-прежнему инвестиционный климат далек от идеального. Каковы ключевые "точки торга" и узлы противоречий власти и бизнеса в сфере промышленности? Иван Матеров | Вы правы, вместе с тем за последние два года три ведущих мировых рейтинговых агентства ("Fitch", "Moody's" и "Standard&Poor's") повысили кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня, что является важным показателем стабильности и предсказуемости государства. Продолжается приток иностранных капиталовложений в экономику страны. К концу 2004 года объем накопленного иностранного капитала в России составил 82 миллиарда долларов, а к концу I полугодия 2005 года - 90, 8 миллиарда долларов. Вместе с тем, до сих пор мы имеем ситуацию чистого оттока капитала из страны. Поэтому Правительство Российской Федерации работает над улучшением делового и инвестиционного климата в стране, созданием прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности и привлечения на этой основе инвестиций, в том числе в промышленность России. Минпромэнерго России совместно с федеральными органами исполнительной власти завершает разработку проекта федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, касающихся участия иностранных акционеров в капитале российских стратегических организаций". Цель этого законопроекта - создать правовой режим вложения иностранных инвестиций в уставные капиталы стратегических предприятий. Уже внесены поправки в Налоговый кодекс, ускоряющие возврат налога на добавленную стоимость (НДС) при капитальных вложениях. Начиная с 1 января 2006 года, НДС по строящимся объектам будет списываться к возмещению сразу в ходе строительства. Кроме того, внесенными поправками предусмотрен заявительный порядок возврата НДС экспортерам. Пожалуй главным "яблоком раздора" во взаимоотношениях власти и бизнеса стала политика государства в отношении принципов налогообложения нефтяной отрасли, которая формируется на фоне роста мировых цен на нефть. Напомню, что в настоящее время налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты привязаны законодательством к цене мирового рынка нефти. Рабочими группами, созданными при Минфине России и Росэнерго, рассматривается возможность отказа при расчете НДПИ от привязки к мировым ценам на нефть. Кроме того, проводится работа по дифференциации налога на добычу полезных ископаемых. Членами рабочей группы, в состав которой входят представители федеральных ведомств и нефтяных компаний, в основном согласована Концепция определения дифференцированных ставок НДПИ. <--head-->РГ | Какой рост инвестиций в реальный сектор экономики прогнозируется в этом году? Матеров | К сожалению, в этом году объем инвестиций растет медленнее, чем в прошлом. В январе-августе этого года инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования выросли в реальном выражении на 9, 7 процента по отношению к тому же периоду прошлого года. В прошлом году рост за аналогичный период составил 11, 9 процента. В целом по году мы прогнозируем рост объема инвестиций в экономике примерно на 10 процентов, а в 2006 году ожидаем ускорения роста до 12 процентов. В то же время в промышленности ситуация лучше, чем в целом. Если во всех в крупных и средних предприятиях, по нашим оценкам, инвестиции в основной капитал выросли в первом полугодии в целом по экономике на 8, 5 процента, то в промышленности - на 9, 7 процента, в том числе в обрабатывающих отраслях - на 12 с лишним процентов. <--head-->РГ | Одной из заметных новаций этого года стало решение об обнулении импортных пошлин на комплектующие для ряда отраслей. Как далеко намерено пойти минпромэнерго для дальнейшего стимулирования несырьевых отраслей, какие решения в этой связи можно ожидать в ближайшем будущем? Матеров | Таможенно-тарифная политика является действенным механизмом поддержки отечественной промышленности. В этой области предполагается, при сохранении умеренных ввозных пошлин на широкие группы оборудования, снизить до нуля ставки на те виды продукции, которые в России не производятся. Главной целью в сфере защиты внутреннего рынка является сохранение конкурентной среды и обеспечение развития наиболее чувствительных к внешним рискам секторов российской промышленности. Мы постоянно работаем над созданием более гибкого и эффективного механизма защиты национальных производителей в условиях вхождения России в глобальный рынок. Так, минпромэнерго России поддерживает позицию отечественных автопроизводителей относительно использования ими в полной мере тех преимуществ, которые дает режим промышленной сборки. Новый порядок ввоза автокомпонентов направлен на повышение инвестиционной привлекательности российского автопрома, его конкурентоспособности; установление естественных барьеров импорту автомобилей; обеспечение устойчивых инвестиций и создание новых производств в автомобильной промышленности. <--head-->РГ | Сейчас, когда реально происходит, а не декларируется, интеграция российской экономики в мировую, какова должна быть стратегия власти в защите интересов обрабатывающих отраслей, наиболее уязвимых, к примеру, в рамках условий вступления России в ВТО? Матеров | Переговоры о вступлении России в ВТО идут сложно. Весьма вероятно, что взаимовыгодный компромисс с нашими партнерами может быть найден путем смягчения российской позиции в сфере услуг в обмен на более жесткие меры по тарифной защите ряда производств в реальном секторе экономики (прежде всего авиационной, автомобильной, химической и мебельной промышленности). Именно в этих отраслях сохраняются шансы на восстановление конкурентоспособности российских производителей. Большое значение в связи с этим придается сохранению курса на постепенность повышения внутрироссийских цен на энергоносители (газ и электроэнергию). Вначале нужно выработать отраслевые приоритеты государственной экономической политики, только после этого можно наиболее эффективно решить основные спорные вопросы, связанные с уровнем импортных пошлин на новые легковые автомобили, гражданскую авиатехнику и другое. В ходе переговоров в Женеве, было бы желательно отстоять сохранение в ключевых секторах экономики (на переходный период 7-10 лет) более высокого, чем сейчас оговорено, уровня ввозных пошлин. В то же время, повышение импортных пошлин может быть эффективным для защиты рынка лишь при росте их собираемости и дальнейшем снижением доли на российском рынке нелегального и неорганизованного импорта, что зависит от действий таможни. <--head-->РГ | Диверсификация стала расхожим штампом, но, все же, необходимо оценить нынешнюю ситуацию и, главное, перспективы нашей промышленности с точки зрения преодоления сырьевой направленности экономики. Матеров | В настоящее время российская экономика продолжает оставаться экспортно-ориентированной, а в структуре экспорта до 90 процентов приходится на сырьевые товары и продукцию первичной переработки сырья. Однако темпы роста экономики, основанные на сырьевых отраслях, в перспективе не превысят 3-4 процента. Более высокую планку можно достичь за счет развития обрабатывающих отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Диверсификация российской экономики невозможна без повышения конкурентоспособности производителей технологичной продукции. Здесь важно привлечь иностранные технологии, в том числе за счет средств, полученных совместными усилиями государства и бизнеса. Чтобы усилить конкуренцию требуются ответные действия не только отечественных производителей, но и правительственные решения. Примеры тому -последние инициативы правительства относительно создания Инвестиционного фонда РФ и разработка механизмов действия особых экономических зон. На отраслевом уровне отмечу наши автомобильные проекты, а также работу по созданию объединенной авиастроительной компании (OAK), которая должна войти в пятерку главных мировых самолетостроительных компаний, обеспечив возвращение России на мировой рынок гражданского самолетостроения с долей 10-15 процентов. <--head-->РГ | Согласны ли вы с утверждением, что увеличению разрыва в развитии регионов уже невозможно противостоять, в том числе и методами государственной поддержки точек роста? Матеров | В условиях, когда бюджет перераспределяет средства от 20 процентов регионов к 80 процентам, вопрос об обеспечении благоприятных условий в регионах страны становится особенно актуальным. Дифференциацию регионального развития можно смягчить программно-целевыми методами, которые позволяют достичь рационального уровня выравнивания. В России существуют два механизма регионального развития, использующие данные методы. Оба механизма предложены относительно недавно. Один из них - это особые экономические зоны, в которых акцент делается на стимулировании нового производства, в том числе высокотехнологичного. Особые экономические зоны должны смягчить масштабы перераспределения средств через бюджет. Второй механизм представляет собой государственно-частное партнерство на основе концессионных соглашений. С помощью концессий будет обеспечен приток частных инвестиций в объекты инфраструктуры, в первую очередь транспортной, что также позволит снизить региональную дифференциацию в социально-экономическом развитии. <--head-->РГ | Как вы оцениваете эффективность особых экономических зон для реального сектора экономики? И что можно сделать для совершенствования федерального закона об ОЭЗ? Матеров | Предлагаемые механизмы организации и функционирования таких зон разрабатывались с учетом ошибок, допущенных ранее. Мы полагаем, что новые зоны смогут работать значительно эффективнее прежних. Кроме того, заложенные в закон "фильтры" позволяют рассчитывать на достаточно эффективную систему отсеивания недобросовестных экономических агентов. В настоящее время говорить о совершенствовании закона "Об особых экономических зонах" преждевременно - необходима практика. В первую очередь следует оценивать эффективность закона с точки зрения того, в какой мере он соответствует концепции и целям создания особых экономических зон, насколько эффективно он позволяет избежать ошибок свободных экономических зон старого типа. Следует также помнить, что одной из основных задач особых экономических зон традиционно считается привлечение иностранного капитала. Таким образом, об эффективности применяемых в России механизмов организации ОЭЗ можно будет судить в том числе и по активности иностранных инвесторов. <--head-->РГ | Какие инструменты - законодательные, административные или иные необходимо создать или совершенствовать, чтобы в максимальной степени использовать благоприятную экономическую конъюнктуру для развития реального сектора отечественной экономики? Матеров | Существующая в настоящее время благоприятная экономическая конъюнктура фактически является благоприятной только для сырьевого сектора экономики и государственного бюджета вследствие высоких налоговых ставок, распространяющихся на добычу сырья. Соответственно, главная цель, которую мы ставим перед собой, - это эффективное использование поступающие в распоряжение государства средствах в целях развития других сегментов реального сектора экономики. Давно используемым инструментом государственной поддержки повышения конкурентоспособности реального сектора являются федеральные целевые программы. Одним из способов максимизации эффекта от благоприятной экономической конъюнктуры является пересмотр уже запущенных ФЦП в сторону их расширения. В частности, сейчас уже пересматривается ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России". Программа теперь будет направлена на создание нового среднего магистрального самолета RRJ - проект, который должен обеспечить прорыв российского самолетостроения на международном авиарынке. Однако большой объем средств не может гарантировать их действительно эффективное использование. К сожалению, существующая структура ФЦП не предусматривает четкого разграничения ответственности ведомств-госзаказчиков. На практике их работа в рамках ФЦП плохо согласована, и не понятно, кто несет ответственность за результаты программы. Поэтому Минпромэнерго планирует постепенно перейти на разработку и реализацию собственных ведомственных программ, за которые мы будем нести полную ответственность, но при этом мы будем иметь возможность оперативного управления реализацией программы без длительного процесса согласований. <--source-->Григорьева Юлия <--source-->Российская газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше