В Швейцарии разразился грандиозный скандал с детективным сюжетом. Коллекция картин французских художников из Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина была арестована по запросу небезызвестной швейцарской фирмы Noga во вторник. Затем арест сняли, и машины с полотнами направились к границе страны, где их арестовали повторно. Вчера Россия целый день спасала национальное достояние, только страховая стоимость которого составляет 1 миллиард долларов. К вечеру картины все же были освобождены из-под ареста. Картины, среди которых бесценные полотна Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других французских художников, находились на выставке в музее "Фонда Джанадда» (город Мартиньи в кантоне Вале). В Швейцарию были отправлены 55 лучших картин из собрания музея, охватывающие четыре века французской живописи – с XVII по XX. 210 тысяч посетителей – рекордное число для швейцарской провинции – пришли посмотреть на российскую экспозицию. 13 ноября выставка завершилась, и произведения искусства в нескольких грузовиках должны были отправиться в Москву. Но этого не произошло. Бесценную коллекцию арестовали по запросу швейцарской фирмы Noga. Три фуры с картинами были задержаны в Базеле, еще одна – в Женеве. Арест был санкционирован управлением судебного преследования швейцарского города Мартиньи. Тяжба компании Noga с Россией тянется уже более десяти лет. В 1991-1992 годах правительство России заключило с этой фирмой соглашение на сумму около 1,4 млрд. долларов на поставку продуктов и удобрений в обмен на нефтепродукты. В 1993 году этот договор был расторгнут, и Noga подала иск на взыскание с России долга. Изначально компания требовала с России 1,5 млрд. долларов - именно эта сумма фигурировала в иске, поданном в Стокгольмский суд в начале 90-х годов. Однако позже швейцарцы поумерили аппетиты, оценив свои потери от бизнеса с российским государством в 680 млн. долларов. Россия неоднократно предлагала швейцарцам реструктурировать долг на тех же условиях, на которых был реструктурирован долг бывшего СССР перед западными кредиторами. В 2000 году швейцарцы добились ареста во Франции счетов Центробанка и российского парусника «Седов», а в 2001-м Noga пыталась добиться наложения ареста на российские самолеты на авиасалоне в Ле-Бурже. Позже все эти действия были признаны незаконными, а арест с имущества и счетов снят. Причем такие решения принимали суды самых разных стран - Люксембурга, Швейцарии, Франции, США. И вот очередная попытка вернуть мнимый долг, совсем уж непорядочная. Ситуация осложняется тем, что компания Noga – банкрот. Министр финансов России Алексей Кудрин подтвердил вчера днем, что наша страна по-прежнему судится со швейцарской компанией. "Уверен, что картины приедут в Россию и их сохранность будет обеспечена, - считает он. - Оснований у компании Noga арестовывать коллекцию нет". Вчера Россия в первую очередь озаботилась «здоровьем» картин. Банально хранить их в грузовиках нельзя. Это попросту вредно для хрупких полотен. "Пока не стоит драматизировать ситуацию, но если решение этого вопроса будет откладываться, то нельзя исключать отслоения красочного слоя на полотнах, появления трещин", – беспокоилась директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова. К середине дня Россия добилась, чтобы машины поставили в гараж и в них включили кондиционеры. Позже упакованные картины даже стали разгружать и складировать в подходящем помещении, но ситуация опять поменялась. К вечеру грузовики отправились в Женеву, чтобы дорогостоящий залог находился хотя бы в одном месте. Картины начали разгружать в свободной таможенной зоне Женевы, которая защищена не хуже швейцарских банков. Боксы с картинами должны были опечатать. Однако до этого не дошло. В течение дня разворачивался настоящий дипломатический скандал. "Экспозиция была ввезена в Швейцарию под гарантию сохранности, которая, и это стоит отметить, была дана властями кантона Вале, где проходила выставка", – возмутились в МИД РФ. "Нельзя брать в заложники произведения искусства. Случившееся должно стать предметом разбирательства всего мирового сообщества, – заявила Антонова. – Я считаю, что этот прецедент должен быть положен в основу разработки и принятия какой-то международной конвенции по охране, защите произведений искусства и, в частности, для создания безопасных условий для международной выставочной деятельности". В Росохранкультуре вообще порекомендовали всем музеям страны прекратить любые контакты со швейцарскими музеями. Посольство России в Швейцарии весь день пыталось урегулировать проблему. Сопровождавшим экспозицию сотрудникам музея вернули паспорта и мобильные телефоны, разрешили поселиться в гостинице. Тем не менее чиновники уверяли, что проблема будет разрешена к вечеру. И они не ошиблись. Около семи вечера грузовикам с картинами разрешили покинуть территорию Швейцарии. Это было неоспоримое и, похоже, политическое решение правительства Швейцарии. "Правительство Швейцарии, руководствуясь интересами государства, приняло решение об освобождении картин Пушкинского музея", - сообщил вчера вечером официальный представитель федерального департамента иностранных дел Ларс Кнухель. Решение это вступило в силу немедленно, а кантональным и федеральным властям было вменено обеспечить его исполнение. "Состоялось специальное заседание правительства Швейцарии, на котором, опираясь на статью 184 швейцарской конституции, было принято специальное постановление, отменяющее решения всех кантональных властей, в том числе судебных, в отношении этой коллекции, - подробно прокомментировал произошедшее советник посольства Юрий Соловьев. - Статья 184 применяется крайне редко. Она дает правительству право вторгаться в компетенцию нижестоящих органов власти, а также судебной власти. Такие полномочия предоставляются правительству в исключительных случаях в целях защиты национальных интересов. Юридически коллекция свободна. Вопрос в том, как технически правильно организовать ее вывоз". Вопрос о транспортировке картин будет решен, возможно, уже сегодня. <--source-->Маргарита Кондратьева <--source-->Газета.Gzt.Ru