Бой с "тенью"

Версия для печати

Проблемы торговли автомашинами сегодня широко обсуждаются в белорусском обществе. Страна не производит собственных легковых автомобилей, потому ее граждане просто вынуждены приобретать импортные. Сегодня, по оценкам специалистов, на сто семей в стране приходится почти 60 автомашин - за неполные 15 лет количество легковушек в стране утроилось. И что скрывать - подавляющее большинство белорусов предпочитают не "почти родные" "Москвичи" и "Лады", а пусть подержанный, но добротный автомобиль, произведенный в Европе, Америке, Японии или Корее. Так что проблемы, связанные с импортом, действительно актуальны. Цена вопроса о ввозе и продаже иномарок для белорусского государства - около 200 миллионов долларов ежегодно. Столько, по оценкам, может получать государство от импорта иномарок. Примерно половина этой суммы - прямые таможенные платежи и еще почти столько же - косвенные и сопутствующие налоги. Это при том, что только физическими лицами вывозится за границу для приобретения там иномарок свыше 500 миллионов долларов. - Во всем мире сфера автобизнеса очень привлекательна для криминала, - сказал на совещании, посвященном этому вопросу, президент Белоруссии Александр Лукашенко. - Но в Белоруссии правоохранительные органы не допустили появления преступных групп, которые бы взяли под контроль отдельные секторы рынка. Тем не менее криминал все же просачивается в сферу автобизнеса, стремясь урвать для себя лакомый кусочек пирога. В основном здешние мошенники играют на значительной разнице действующих ставок таможенных платежей при ввозе автомобилей физическими и юридическими лицами - для последних они выше. Предприимчивые дельцы ввозят автомобили с оформлением их на подставных лиц, подделывают документы, пытаются подкупать таможенников и других чиновников. Александр Лукашенко убежден, что в Белоруссии пора создавать условия для цивилизованной торговли автомашинами. Причем с параллельным развитием сопутствующих секторов - продажей запчастей, сервисным обслуживанием. "Граждане должны иметь возможность покупать их у себя дома, а не ездить в Германию или в Литву и тратить деньги на визу, проживание, проезд", - подчеркнул он. С этой целью правительство Белоруссии подготовило пакет проектов нормативных правовых актов. В частности, для юридических и физических лиц планируется создать приблизительно равную налоговую нагрузку, связанную с ввозом, реализацией и приобретением транспортных средств. Такая мера, считают минские власти, позволит ликвидировать "серые" схемы торговли машинами и будет способствовать переводу ее в цивилизованное русло. Еще одним направлением в обеспечении прозрачности деятельности импортеров транспортных средств станет розничная торговля автомобилями прямо с таможенных складов. Подобные "свободные" зоны торговли автомобилями уже получили широкое распространение у соседей - в странах Балтии и Польше. Импортные легковушки будут завозиться на такие склады и храниться там без взимания пошлин и налогов. У желающих обзавестись собственным транспортным средством появится выбор - заказать автомобиль из-за границы перегонщикам, что может обернуться покупкой "кота в мешке", или же прийти на таможенный склад и самому выбрать подходящую машину, тут же продиагностировав ее. Каждый склад будет иметь собственные станции диагностики и расчетно-кассовые центры. Подобные ангары на конкурсной основе планируется создать во всех областных центрах, включая Минск. Президент подчеркнул, что государство будет поддерживать предпринимателей, которые возьмутся за организацию подобных таможенных складов. Они позволят устанавливать приемлемые цены, которые будут, во всяком случае, не выше, чем на обычных авторынках страны. При этом Александр Лукашенко пообещал, что новая политика в области автобизнеса не вытеснит с рынка перегонщиков и не создаст препятствий тем, кто захочет самостоятельно приобрести автомобиль за рубежом. <--source-->Трошин Эдуард <--source-->Гудок <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше