Первый контейнерный поезд "Евротранзит", который в ночь со среды на четверг отправился из германской столицы по второму общеевропейскому транспортному коридору Берлин -Варшава - Минск -Москва, прибудет на Белорусский вокзал российской столицы 20 ноября. Общеевропейский транспортный коридор, по которому следует "Евротранзит", является основной связующей магистралью между Россией, странами СНГ и государствами Центральной и Западной Европы. Попытки наладить беспроблемный и скоростной железнодорожный транзит контейнеров на этом направлении российские и немецкие железные дороги уже предпринимали и недавно серьезно продвинулись вперед, объявив о создании совместного предприятия "Евразия-РейлЛогистикс" в форме закрытого акционерного общества. Однако это не решило основной проблемы второго коридора - задержек грузов при пересечении границы из-за разных стандартов оформления таможенных документов. Для ускорения пограничных процедур руководители железнодорожных компаний России, Германии, Польши и Белоруссии, а также представители таможенных и пограничных служб этих стран приняли решение сопроводить поезд на всем маршруте следования, с тем чтобы с точностью до минуты выяснить причины задержек транзита и разработать оптимальные условия движения поездов в транспортном коридоре Россия - Германия. В штабном вагоне "Евротранзита" едут председатель правления Немецких железных дорог (Deutsche Bahn AG) Хартмут Медорн, генеральный директор Польских железных дорог Анджей Вах, начальник Белорусской железной дороги Владимир Жерело и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. Вчера руководители железных дорог приняли два организационных решения, которые должны в корне изменить ситуацию с российско-европейским железнодорожным транзитом. Во-первых, для сопровождения проекта создана постоянно действующая рабочая группа, которая будет следить за соблюдением скорости передвижения контейнерного поезда и сопутствующих процедур, в том числе таможенных. В состав рабочей группы вошли вице-президент ОАО "РЖД" Сергей Козырев, один из руководителей грузового подразделения Немецких железных дорог Г.Кремпер, глава маркетинговой службы Польских железных дорог Станислав Войтович и начальник международного управления Белорусской железной дороги Александр Сергеенко. Группа намерена в режиме on-line в течение месяца отслеживать прохождение грузов через погранпереходы на границе Польши и России. К моменту следующей встречи руководителей железных дорог четырех государств, которая состоится в январе, будет выработана новая унифицированная процедура пересечения границы. Однако этому должно предшествовать согласование единого пакета документов для прохождения таможенных формальностей. Основной проблемой, препятствующей наращиванию объемов контейнерных перевозок, является существование различных систем транспортного права в странах Западной Европы и СНГ. Там грузовой таможенной декларацией является накладная CIM, тогда как у нас - СМГС. В итоге все грузы приходится переоформлять в Бресте, что занимает много времени. Ускорить эту процедуру можно за счет предварительного согласования таможенного контроля грузов на передаточных станциях. По словам Анджея Ваха, это позволит сократить время в пути на 12 часов. Во-вторых, участники договорились о создании четырехстороннего совместного предприятия по предоставлению сквозной услуги экспедирования грузов по маршруту Берлин - Варшава - Минск - Москва. Это первый подобный опыт, поскольку сейчас ни одна железная дорога такой услуги не оказывает. При наличии сквозной логистики железнодорожные контейнерные перевозки будут выгодными с точки зрения транспортной составляющей в конечной цене груза. Ускоренные поезда и предоставляемая с их помощью сквозная экспедиторская услуга позволят привлечь грузы с автотранспорта - по новому пробному графику движения поезд из Берлина в Москву доедет за три с половиной дня вместо обычных 10. В то же время доставка грузов по такому маршруту автомобильным транспортом занимает 5 дней. По оценкам руководителя специализированного филиала РЖД "Трансконтейнер" Петра Баскакова, если перевести оборот грузов, доставляемых через Брест автофурами, в условные 40-футовые контейнеры, получится 200 контейнеров в сутки. При появлении сквозной услуги до 30 процентов этого оборота может уйти на железную дорогу, где перевозка станет быстрее и дешевле. В этом случае совокупный доход участников совместного предприятия может составить до 150 тысяч евро в сутки. Проект "Евротранзит" и новый продукт, которым является сквозная экспедиторская услуга, еще в первый день в Берлине были презентованы двум десяткам крупнейших промышленных и экспедиторских фирм Германии. Основные поставщики грузовой базы выразили большую заинтересованность в проекте, поскольку снижение транспортной составляющей за счет перехода с автомобильных на железнодорожные перевозки - серьезный ресурс для развития их бизнеса. Выступая перед крупнейшими игроками рынка и коллегами по железнодорожному бизнесу, Владимир Якунин предложил присутствующим немного пофантазировать. "Представьте, что пол этой комнаты усыпан золотыми монетами, но вы не можете их поднять, поскольку прикованы к своим стульям. В странах Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно зарождается более 600 миллиардов тонн грузов. А через Транссиб проходит менее 1 процента из них. Это машина для производства денег, которой мы не хотим воспользоваться. Однако этому приходит конец". В настоящее время перевозка 40-футового контейнера из Южной Кореи в Европу по железной дороге стоит около 3, 7 тысячи евро, а по морю - на 10 процентов дешевле. Но это несущественно и можно назвать платой за безопасность (ведь по железной дороге груз везти куда надежнее, чем по морю). А существенно то, что железной дорогой груз будет доставлен в два раза быстрее. Говоря об этом, президент РЖД подчеркнул, что "начать активно использовать это преимущество во времени мешают традиции, сложившиеся при оформлении грузов на границе". Зачастую время в пути равно времени стоянки состава при оформлении. Якунин продолжил: "В России самые протяженные оптоволоконные каналы в мире, существенная часть которых принадлежит РЖД. А мы все еще передаем информацию с помощью бумаги и ручки. Четырем присутствующим здесь руководителям железных дорог эта ситуация надоела, и мы будем ее менять". Возможности современных коммуникаций были использованы на следующий же день, когда в порядке эксперимента все документы были впервые переданы в электронном виде (так называемые электронные транспортные накладные), на пограничные станции Малашевичи, Брест и Смоленск. Об окончательных решениях, принятых в ходе встреч руководителей железнодорожных администраций России, Германии, Польши и Белоруссии, будет сообщено на пресс-конференции, которая состоится в воскресенье 20 ноября в Москве. В этот день участники проекта "Евротранзит" прибудут на Белорусский вокзал, а Владимир Якунин кроме поздравлений с удачным стартом экспериментального проекта будет принимать поздравления по поводу рождения внучки. Проект по организации трансконтинентальных железнодорожных контейнерных маршрутов активно комментируют эксперты и участники рынка. И если операторы морских перевозок склоняются в пользу того, что их маршруты доставки грузов из стран АТР в Европу будут пока преобладать, отраслевые и внешние эксперты придерживаются другого мнения. По данным Евразийского транспортного союза (ETC), транзитные контейнерные перевозки по железной дороге остаются перспективным сектором транспортного рынка: их главное преимущество - экономия времени. Основной сухопутный коридор перевозки контейнеров из Азии в Европу - Транссиб. По словам вице-президента ETC Юрия Щербанина, большинство российских экспертов уверены в том, что этот путь удастся сделать более конкурентоспособным. Косвенно это подтверждается и активным стремлением крупных иностранных экспедиторов здесь закрепиться. Тариф на трансазиатском маршруте длиной более 9 тысяч километров не превышает европейские на расстояние 2-3 тысячи километров, таможенные формальности в дальневосточных портах сведены к минимуму, сборы невелики. РЖД гарантирует сохранность грузов. Дополнительные очки железная дорога отнимает у морских перевозчиков благодаря сведению к минимуму складских товарных запасов у грузовладельцев. Старший вице-президент ОАО "РЖД" Борис Лапидус, выступая на международном транспортном конгрессе в Хабаровске, заявил о том, что ОАО "РХКД" готово взять на себя роль транспортного интегратора Европы и Азии. Следующим этапом после создания скоростных контейнерных маршрутов станет создание интегрированных логистико-провайдерских компаний. Согласно инвестиционной программе ОАО "РЖД" до 2010 года компания предусматривает приобретение более 2~" тысяч крупнотоннажных контейнеров и 10 тысяч фитинговых платформ для их перевозки. <--source-->Галкин Борис <--source-->Гудок <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований