Вчера прокуратура Ярославской области создала прецедент. Сразу 19 руководителей крупных местных предприятий привлечены к уголовной ответственности. Основание - уклонение от уплаты налогов. Как комментируют в Генпрокуратуре России, "речь идет об использовании незаконных схем по возмещению НДС из бюджета". Всего, как сообщает Генпрокуратура, возбуждено 68 уголовных дел, уже объединенных в одно производство. По оценке следствия, суммарный ущерб, причиненный федеральному бюджету, составил более 400 млн. рублей. Следствие развивается весьма активно: как сообщают следователи, ярославские предприниматели уже вернули в бюджет более 100 млн. рублей. До сих пор о столь масштабных и одновременных действиях налоговых органов в рамках одного отдельно взятого российского региона известно не было. Зато известно рвение налоговых органов, действующих, как признает Сергей Шаталов, замминистра финансов, верховный куратор российской налоговой политики, зачастую без согласования даже с Минфином. Именно эта активность подвигла Владимира Путина на формулировку из его последнего послания Федеральному собранию, сразу ставшую хитом номер один: "фискальный терроризм", который необходимо искоренить. Депутат Ярославской облдумы, член Республиканской партии России Олег Виноградов (автор жалобы в Конституционный суд по поводу отмены губернаторских выборов) заявил "Газете", что не видит "никакого политического подтекста в возбуждении уголовных дел за незаконные схемы возмещения НДС". По его словам, это нормальная активность прокуратуры, которая начала наводить порядок в области, где многие предприятия уклоняются от уплаты налогов в полном объеме. Виноградов уверен, что претензии прокуратуры к коммерческим предприятиям никак не нацелены на губернатора области Анатолия Лисицына Формулировки формулировками, а ярославский прецедент налицо. И его разгадку следует искать на месте событий. Всем фигурантам инкриминируются "незаконные схемы возмещения НДС", однако сама по себе эта тема в полном смысле слова обоюдоострая. У предпринимателей не меньше претензий к налоговикам, чем у налоговиков к предпринимателям по поводу невозмещения НДС или всяческого затягивания этой процедуры. Возврат НДС - это уже давно самостоятельный вид бизнеса, который не обходится без участия чиновников Минфина или ФНС. Ясно, что ярославские предприниматели действовали согласованно. Объяснений этому может быть два: или они считали свои схемы законными, заручившись поддержкой чиновников, или все разом стали жертвой недобросовестного "консультанта". В принципе один вариант не исключает другого - "консультант" мог прикрываться чиновником. Правоохранительные органы настаивают на преступном сговоре. Изобретателем схемы по незаконному возмещению НДС признан директор ООО "ПКО-Триз" Юрий Леванов. Апробация схемы состоялась в 2000 году через фиктивный импорт сухого молока и рафинированного масла из Белоруссии. Суть в том, что импорт из стран СНГ до 2003 года НДС не облагался, в то время как в России этот налог взимался и тогда, и взимается теперь. Следствие пришло к выводу, что никакого импорта из Белоруссии не было, возникли претензии по неуплате НДС. В числе руководителей предприятий, оказавшихся замешанными в дело о сухом молоке, оказались депутат облдумы из фракции КПРФ Александр Дыма (гендиректор ОАО "Компания Славич") и председатель комиссии по бюджету муниципалитета Ярославля Владимир Матросов (гендиректор ОАО "Ярнефтехимстрой"). Оба депутата находятся на свободе. Юрий Леванов был арестован в 2004 году. Областная прокуратура предъявила ему обвинение по статье "Создание преступного сообщества". Затем начались следственные действия в отношении руководителей предприятий. Большинство директоров и их замов допрашивались следователями в качестве подозреваемых. В августе 2004 года прокуратура возбудила уголовное дело против Александра Дымы. Ему предъявили обвинение по статье "Уклонение от уплаты налогов путем заведомо искаженных данных о доходах или расходах в особо крупном размере". Через месяц Дыма лишился поста гендиректора ОАО "Компания Славич". Руководство табачной фабрики "Балканская звезда" полностью заплатило в бюджет суммы НДС, а финансовый директор и главный бухгалтер дали признательные показания. В ярославской администрации вслух говорят о том, что никакой политики в претензиях налоговиков нет, но на условиях анонимности ссылаются на то, что губернатор Анатолий Лисицын не первый раз оказывается в кризисной ситуации. Против него во второй половине 2004 года возбуждалось уголовное дело по поводу нецелевого использования бюджетных средств. И именно на этом фоне в декабре 2003 года он был переизбран на свой пост, так что он представитель избранных, а не назначенных президентом региональных руководителей. Ярославское дело, как считают сторонники губернатора, можно считать кампанией по его дискредитации. В любом случае ярославская история далека от развязки. Пока судебная статистика дел, связанных с уплатой НДС, в пользу налогоплательщиков. К тому же, как рассказал "Газете" Андрей Макаров, зампред бюджетного комитета Думы, до конца 2005 года Дума обсудит поправку в Налоговый кодекс, в соответствии с которой налогоплательщик вправе направить в ФНС на экспертизу схему уплаты любого налога. Налоговики обязаны дать ответ, и если они признают схему законной, то в дальнейшем, в случае последующего налогового перерасчета, отвечать эксперт-налоговик будет наравне с налогоплательщиком. <--subtitle-->Пресс-секретарь ярославского губернатора Дмитрий Карабчуков - "Газете" <--head-->- Минфин очень неохотно работает с возвратом НДС. А тут небольшая по ярославским меркам фирма в течение трех лет совершенно свободно занималась «оптимизацией» налогов. Может, у администрации области были какие-то договоренности с Минфином? - Не думаю, что такая договоренность существовала. Лично я не увидел в этом сообщении какого-то политического подтекста: мол, федеральные власти нарушают принятые договоренности. Политический подтекст был ранее, и все прекрасно его видели. <--head-->- Были ли какие-либо предприятия, фигурирующие в уголовном деле, аффилированы с администрацией области? - Безусловно, нет. Лисицын по определению не имеет отношения к этим предприятиям. <--subtitle-->Справка Генпрокуратура20 августа 2004 года обвинила ярославского губернатора Анатолия Лисицына в превышении должностных полномочий по четырем эпизодам: незаконная, по версии прокуратуры, оплата работ в одном из областных ГУП; выделение кредитов госпредприятиям на выплату задержанной зарплаты; необеспечение ветеранов лекарствами. В соответствии с областным законом "О стимулировании экономического развития" иногородние фирмы, зарегистрированные в области, могли возвращать себе 80% налога на прибыль, перечисляемого в местный и региональный бюджеты. Средства оформлялись как субвенции на пополнение оборотных средств и развитие предприятий. Прокуратура посчитала, что действия Лисицына нанесли ущерб казне в размере 1,5 млрд. рублей. Сам Лисицын заявил: "Подобные обвинения можно предъявить губернатору любого российского региона". Ярославские наблюдатели считают, что внимание Генпрокуратуры к региону совпало с активностью губернатора на федеральном уровне, и вспоминают эпизод в июне прошлого года, когда Лисицын критиковал Минфин, лишивший регионы финансирования. Через несколько дней Госдума по предложению депутата от "Единой России" Владислава Резника поручила Счетной палате внеплановую проверку счетов администрации Ярославской области. Хотя проверка нарушений не выявила, вскоре в городе появилась следственная группа Генпрокуратуры. Несмотря на то что в январе 2005 года Лисицын получил гарантии главы президентской администрации Дмитрия Медведева доработать до конца срока, истекающего в декабре 2007 года, замгенпрокурора по ЦФО Николай Савченко заявил, что уголовное дело прекращено с согласия Лисицына лишь в связи с истечением срока давности: "То, что Лисицын дал согласие на прекращение дела, свидетельствует о признании им совершения действий, которые влекут за собой уголовную ответственность". <--subtitle-->Много ли понимают прокуроры в экономике? Аркадий Вольский, почетный президент РСПП: "В принципе такой вопрос можно задать и по отношению к судьям, следователям, а не только прокурорам. Ответ - нет. Совершенно очевидно, что это редчайший случай, когда экономист становится прокурором. А иначе откуда возьмется понимание?" Владимир Краснов, адвокат, представляет, в частности, интересы Платона Лебедева: "Прокуроры есть разные. Наверное, среди них есть такие, которые понимают в этом лучше, некоторые - хуже. Что касается сотрудников Генпрокуратуры, которые участвовали в расследовании и в дальнейшем в рассмотрении приснопамятного дела Ходорковского - Лебедева, на мой взгляд, они либо очень убедительно сделали вид, что ничего не понимают в экономике, либо действительно в этом не разбираются. И это печально". Сергей Борисов, президент общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России": "Прокуроры должны разбираться ровно настолько, насколько нарушается закон. Понятно, что сам прокурор не может быть универсалом, разбирающимся во всех российских хитросплетениях, учитывая особенности российского администрирования. Но у него должен быть штат экспертов, которые вопросом из любой сферы - будь то экономическая или налоговая - владеют досконально". Алексей Панферов, зампредправления МДМ-Банка: "Российские органы становятся все более компетентными, и налицо позитивная тенденция - они стали быстро учиться". Александр Добровинский, адвокат: "Когда я в последний раз увидел, что к одной из прокуратур, причем не столичной, подъехал BMW 7-й модели и из нее вышел прокурор, то понял, что прокуратура много понимает в экономике". <--source-->Вадим Бардин <--source-->Владимир Петров <--source-->Газета.Gzt.Ru