Национальные приоритеты

Версия для печати

Впервые за многие годы благодаря главе государства в число национальных приоритетов было включено ускоренное развитие аграрной отрасли. поэтому темы сельскохозяйственного развития, участия в нем различных структур сегодня занимают достойное место в отечественных СМИ. На первом же совещании в Министерстве сельского хозяйства РФ, посвященном "Национальному развитию АПК", было заявлено, что приоритеты - приоритетами, но от уже достигнутого, с таким трудом наработанного положительного опыта отказываться никто не намерен. Скорее, даже наоборот. Реальная проблема сегодня состоит в том, чтобы найти разумные сочетания крупного интегрированного производства холдингового типа с мелкодисперсным частным сельским предпринимательством. В выступлении заместителя министра Сергея Митина особо говорилось о том, что сегодня необходимо поднять на новый законодательный уровень юридическую базу существующих агрохолдингов. Сегодня российская правовая система не только не предусматривает для них каких-либо преференций, а зачастую ставит весьма ощутимые препоны в виде излишних налоговых обременении на пути создания и деятельности вертикально интегрированных структур в АПК. Вместе с тем, подчеркивалось на упомянутом выше расширенном заседании коллегии минсельхоза, которое, кстати, прошло под председательством премьер-министра Михаила Фрадкова, именно активное участие агрохолдингов в "расшивке" узких мест позволяет решать годами копившиеся проблемы, в том числе в отечественном рисоводстве. В советские времена налаживание производства этой ценнейшей крупы входило в число тех грандиозных строек, которыми по праву можно гордиться. Однако в новой России внимание к выращиванию отечественного риса было утрачено. Ему на замену пришла более дешевая крупа из стран Юго-Восточной Азии. Этот рис хлынул на российские базары и прилавки развалов только потому, что от него стали отказываться практически во всех развитых странах из-за крайне низкого качества, значительных остатков агрохимии, засоренности. Так что, когда спохватились, оказалось, что производство своего риса упало так, что собственными силами рисосеющим хозяйствам его восстановить не представлялось возможным. И вот тогда-то на помощь и рисоводам, и властям Краснодарского края (большая часть российского риса выращивается в тех местах) пришел современный отечественный капитал в лице агрохолдинга "Разгуляй". На паритетных началах с администрацией Кубани (ее в сделке представляет "Крайинвестбанк", 93 процента акций которого принадлежит Краснодарскому краю, от имени группы в общество вошел зерновой холдинг "Разгуляй") создан холдинг "Кубань-рис". Итоги уже первого сезона показали заметные результаты. На 10 процентов выросли площади под рисом, хозяйства края начали восстанавливать запущенные чеки, да и урожай в этом году получен небывалый. За более чем семидесятилетнюю историю выращивания этой культуры на Кубани всего три раза достигали урожайности свыше 50 центнеров с гектара (ц/га). Сегодня, собрав на 5 ц/га больше показателей прошлого года, рисоводы края получили 53, 8 ц/га. При этом на отдельных участках брали по 115 - 120 ц/га. А чеки, дававшие около 80 центнеров риса с гектара, были фактически в каждом хозяйстве. Такой урожай принес рисоводам края прирост выручки в размере около 300 миллионов рублей при рентабельности 15 - 20 процентов. И, главное, у руководителей рисоводческих хозяйств не болит голова по поводу главной для рыночной экономики проблемы: как сбыть произведенный товар. Эту заботу берет на себя агрохолдинг. Конечно, это не значит, что так уж безоблачно будущее отечественного рисоводства. Ведь импортный рис да и российское "теневое" производство никто пока не отменил. Но, согласитесь, лоббистские возможности крупного участника зернового рынка вкупе с административными связями руководства края много сильнее, чем разрозненные усилия мелких производителей и переработчиков. А то, что защитные меры против рисового демпинга извне предпринимать необходимо, видно невооруженным глазом. "Мы надеемся, что вместе с Зерновым союзом нам удастся убедить правительство, что отечественному рынку риса требуется более существенная поддержка. Причем никаких денег от государства для развития отрасли не нужно, нужен просто эффективный таможенный режим, который, кстати, гораздо мягче режима в рисопроизводящих странах Евросоюза, например в Италии. Тогда деньги обязательно будут инвестированы в производство", - заявил недавно в одном из интервью президент группы "Разгуляй" Игорь Потапенко. Мы подробно разобрали лишь один конкретный пример эффективности участия российского патриотического капитала в решении продовольственных проблем России. А ведь нельзя забывать, что со вступлением нашей страны в ВТО на российский рынок всерьез пойдут многонациональные и транснациональные корпорации. Если, например, брать то же зерновое направление, то, думается, совсем скоро такие названия, как "Бунге", "Гленкор", "АДМ", "Каргилл", станут известны не только экономистам-аграрникам, но и всем нашим соотечественникам. Слов нет, возможно, и правы сторонники поспешного нашего присоединения к Всемирной торговой организации, но при этом нельзя забывать, что интересы потребителей, отечественного рынка, государства в целом, наконец, состоят все же в примате собственной продовольственной продукции. А в этом как раз они и совпадают с целями экономической эффективности, которые стоят во главе угла деятельности российских агрохолдингов. Таких, например, как группа "Разгуляй". <--subtitle-->Наша справка: Группа "Разгуляй" более 13 лет работает на аграрном рынке и специализируется в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции сырьевой группы. "Разгуляй" владеет 37 перерабатывающими предприятиями, среди которых - элеваторы, мелькомбинаты, комбинаты хлебопродуктов, сахарные заводы. Годовой оборот группы по производственным и торговым операциям в 2004 году составил более 720 миллионов долларов. Она ведет деятельность в Северо-Западном и Центрально-Черноземном регионах России, Верхнем и Среднем Поволжье, на Северном Кавказе, Южном Урале и в Западной Сибири. Группа контролирует 11, 8 процента сахарного рынка и 9, 3 процента рынка межрегиональной торговли зерном, 15, 8 процента рынка крупы и 3, 2 процента рынка муки. <--source-->Михайлов Александр <--source-->Российская газета <--source-->Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Показать больше