Горький привкус "Калины"

Версия для печати

Отзыв АвтоВАЗом на ремонт своих новых автомобили "Лада Калина" для замены шайб крепления опор двигателя еще раз привлек внимание к ситуации, которая складывается в отечественном автопроме. "Калина" сейчас является главной надеждой на дальнейшее выживание АвтоВАЗа, который, выпуская более 700 тысяч машин (около 1 млн, включая автокомплекты), довольствуется скромным доходом в размере около 100 млн долларов и стремительно утрачивает свои позиции на рынке, отступая под натиском иностранных конкурентов. Автомобильные дилеры отмечают в этом году серьезный рост продаж иномарок (+66%). Уже за первые девять месяцев этого года россияне скупили иностранных машин больше, чем за весь прошлый, который все называли рекордным. Самый серьезный рост продаж у "Хендай". Если за девять месяцев прошлого года эта компания продала в России чуть больше 33 тыс машин, то сейчас речь идет уже о 68 745 штуках. И если динамика роста продаж сохранится, то "Хендай" в этом году сумеет преодолеть недостижимый еще несколько лет назад 100-тысячный рубеж. Следом за "Хендай" устремилась "Тойота" (49 000 тыс машин) и корейский автогигант "Дэу" (почти 40 тыс машин). Закономерно, что недорогие корейские легковушки "Hyundai Accent" и выпускаемая заводом в Узбекистане "Daewoo Nexia" стали лидерами продаж в России: их уже раскупили более 28 и 27 тысяч соответственно. Далее, с небольшим отрывом за "тройкой" лидеров расположились "Мицубиси" и "Форд" (39 и 37 тыс проданных машин соответственно). Данные о самых продаваемых машинах подтвердили тот факт, что ценовая доступность становится уже не таким важным фактором, как прежде при выборе отечественными покупателями нового автомобиля. Все большее значение приобретает новизна и престижность. Характерно, что, например, "Фольксваген" реализовал почти 2,5 тысячи своих отнюдь не самых дешевых внедорожников Tuareg, стоимостью от 55 тысяч долларов. А самая быстрорастущая по числу продаж японская "Мазда" (+270%) успешно наращивает продажи своей модели Mazda 3, цена которой в самой дешевой комплектации с 106-сильным мотором в московских салонах превышает 21 тысячу долларов. Экспансия иностранцев скоро станет еще более массированной. Занимающий в этом году пятое место "Форд" делает основную ставку в России на пользующийся успехом у покупателей автомобиль Focus-2 (пока 23 тыс штук), а в следующем году собирается нарастить объем выпуска этой модели до 60 тыс штук. Собирается резко усилить свои позиции в России и "Тойота". Не успел президент Владимир Путин, присутствуя на закладке первого камня завода в поселке Шушары Ленинградской области, пожелать этой компании дальнейших успехов в России, как стало известно, что "Тойота" в скором времени намерена организовать производство своих машин также и на Дальнем Востоке. Как сообщил сегодня на пресс-конференции губернатор Приморья Сергей Дарькин, руководство "Тойота" вплотную рассматривает такую возможность. Об этом шла речь на одной из двусторонних встреч между правительствами Японии и России в рамках недавно завершившегося форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. Как отметил губернатор, автомобили, которые будут выпускаться на этом заводе, займут нишу дешевых авто, которую сейчас оккупируют в Приморье и на дальнем Востоке подержанные иностранные автомобили. Стоит отметить, что Дальний Восток и так уже давно потерян АвтоВАЗом: в этом годы дилеры там продали менее 5 тысяч новых машин. Таким образом, можно констатировать, что часть покупателей уже безвозвратно переключилась на более дорогие и престижные модели, конкурировать с которыми АвтоВАЗу явно не под силу. С другой стороны отечественный автогигант "отжимают" на рынке дешевые импортные модели и "иностранцы" отечественной сборки. В последнее время в ценовом сегменте до 10 тысяч долларов становится теснее, и конкурировать с намозолившими глаза "десятками" и только недавно поступившими в продажу "Калинами" рвется все большее число игроков. На "подмогу" вместительным для своего класса автомобилям "Logan" выпускаемым на площадях бывшего АЗЛК под брендом "Рено", подтягиваются и другие модели. Недавно концерн "Дженерал Моторс" объявил о решении начать поставлять на российский рынок автомобиль под названием "Lanos". Продажи машины начнутся уже в январе будущего года. Главной отличительной особенностью этой модели на базе корейской "Дэу" станет рекордно низкая цена. Стоит признать, что 8990 долларов за автомобиль "гольф-класса" с двигателем объемом 1,5 л. с. - это немного. Правда, собирают машину на Украине - родине легендарного "Запорожца". Характерно, что в этой стране еще два года намерены "клепать" прославившиеся своей ломкостью "Таврии". Впрочем, руководство GМ уверяет, что сумеет продать в России в будущем году уже 30 тысяч машин. Но настоящей бедой для АвтоВАЗа может обернуться будущая экспансия китайских производителей. Общей чертой прошедших в этом году в столице друг за другом автомобильных выставок - "Мотор Шоу" и "Интеравто" - стало резко возросшее присутствие моделей из Поднебесной. Скорее всего, большинство из представленных там машин пока не представляют опасности для ВАЗа. Слишком уж откровенно они повторяют зады западного и корейского автопрома. Вряд ли отечественный автолюбитель захочет с проверенной и по прежнему популярной девятки пересаживаться на копию "Сеата" сомнительного качества. Но в цене с китайцами тягаться будет очень трудно. Так, представленный на автосалонах китайский "BYD Flyer" представляет собой скромный хэтчбек с двигателем объемом 0,8 л. мощностью 40 л.с. Тем не менее, даже в базовой комплектации автомобиль оснащен электропакетом и кондиционером. И все это при цене всего 6,2 тысяч долларов. На фоне нарастающего вала западной продукции успехи флагмана отечественного автомобилестроения выглядят более, чем скромно. За первые десять месяцев 2005 года ВАЗ реализовал на внутреннем рынке свыше 530 тысяч автомобилей своего производства, что только на 1,4 процента больше аналогичного периода прошлого года. Правда, в октябре 2005 года продажи выросли довольно существенно: на внутреннем рынке было реализовано более 55 тысяч автомобилей, что на 21,7 процента превышает объемы октября прошлого года. Но этому промежуточному успеху отчасти "посодействовали" конкуренты: на заводах в Корее начались забастовки, а у "Рено" возникли трудности с получением документов на свой "Logan". Стоит признать, что основная надежда ВАЗа - "Калина", выпуск которых начался в мае, пока что успешно находит своего покупателя. На ВАЗе прогнозируют, что цена на автомобиль, за которую сейчас дилеры просят примерно 260 тыс руб. (почти 9 тыс долларов), скоро пойдет вниз. Это произойдет сразу же после того, как в Тольятти начнут делать больше автомобилей (то есть уже в декабре). Узким местом до сих пор оставался кузовной цех предприятия, но осенью там запустили новое оборудование и сборка машины пошла быстрее. В октябре завод произвел 3700 кузовов, что соответствовало плановому показателю, а 3 ноября 2005 года в ВАЗ изготовил 10000-й кузов этого автомобиля. В ноябре завод изготовит уже не менее 5 тысяч кузовов и в дальнейшем намерен планомерно наращивать объемы. Поэтому столь высокая цена на машину, действительно, отчасти объясняется пока что существующим превышением спроса над предложением. Однако смущает недостаточно высокое качество изготовления автомобиля. Отзыв АвтоВАЗом на ремонт своих новых автомобили "Лада Калина" для замены шайб крепления опор двигателя еще раз привлек внимание к этой традиционной проблеме отечественного автопрома. Ранее АвтоВАЗ уже отзывал автомобили "Лада Калина" для замены болтов в передней подвеске и нет сомнения, что по мере эксплуатации машины в ней будут обнаруживаться все новые дефекты. По мнению заведующего отделом автомобильной жизни журнала "За рулем" Игоря Мажоретто, с запуском в серию "Калины" вазовцы и без того опоздали примерно на год, поэтому то, что этот неплохо задуманный автомобиль оказался откровенно "сырым", может дополнительно подрубить его перспективы на рынке. Впрочем, тот факт, что ВАЗ хотя бы начал отзывать машины, подражая своим западным конкурентам, оставляет определенные надежды на будущее. В целом технический уровень вазовской продукции постепенно улучшается. Например, уже с 2004 года все переднеприводные автомобили семейства "Лада" и внедорожник "Шеви-Нива" выпускаются только в комплектации Евро-2, а все экспортируемые в страны ЕЭС модели "десятого" семейства и "Шеви-Нива", а также пока поступающая только на внутренний рынок "Калина" соответствуют Евро-3. И как планируется, уже с 2006 года "Калины" будут поставляться на экспорт в комплектации Евро-4. <--source-->Алексей Щеглов <--source-->Страна.Ru

Показать больше