Идет ТС шатается

Версия для печати

Общим итогом заседания дискуссионного клуба “Эксперт” Центра социального партнерства “Самрук-Казына” о положении Казахстана в Едином экономическом пространстве и ТС стали сакраментальные слова: за державу обидно

Модератор дискуссии, известный политолог Нурлан Еримбетов сразу начал с минорной ноты. По его словам, главный участник интеграционного процесса – бизнес, особо никто не слушает, да и сами его представители больше воспринимают ТС и ЕЭП как очередную политическую авантюру, не подкрепленную реальными экономическими задачами, а бизнес использует такое положение дел в своих интересах. Председатель правления мясо-молочного Союза Казахстана Иван Сауэр согласился с тезисом об излишней политизированности ТС, тем более сейчас, когда в него вступают все, кому не лень.

Сауэр на примере продвижения молочной продукции на рынки ТС отметил, что часто в РК говорят об ущемлении позиции Казахстана в интеграционном объединении, но опускают существенную роль уровня компетентности переговорщиков во время межправительственных встреч. Он считает, что часто РК посылает не тот состав переговорщиков, который мог бы отстаивать национальные интересы.

“Вот возьмем в качестве примера ситуацию с молоком. Смотрите, в России и Беларуси есть четкие определения и характеристики молока. И это сильно помогает им конкурировать на едином рынке ЕЭП. У белорусов и россиян два понятия – молоко и молочный напиток. Это с учетом, что они экспортирующие государства. И вот мы долго спорили, как подстроиться под эту схему, а потом нашлась группа переговорщиков, которая активно выступила против такой формулировки. Наш Минсельхоз вдруг проявил принципиальность и отстоял свою позицию, так для Казахстана предложили третье определение – молоко восстановленное, то есть сухое, обезжиренного. Можем, когда захотим», - сказал Иван Сауэр.

Заместитель директора департамента экономической интеграции Национальной палаты предпринимателей “Атамекен” Владимир Пак отметил необходимость отделять формальную часть процесса интеграции и реальную.

Пак подчеркнул, что  такие понятия как свобода обращения товаров, услуг, капиталов  - это категории идеальные, которые формулируются политиками, но не всегда находят подкрепление в обычной жизни. Он считает, что сегодня в рамках ЕЭП Казахстан должен обратить внимание на положение МСБ, так как именно этому сектору приходится сложнее всего, в силу усиливающейся конкуренции.  

«Налоговое законодательство не гармонизируется. Слишком много барьеров в области промышленной кооперации. МСБ сейчас не в состоянии кооперироваться,  в условиях тех ограничений, которое выдвигает российское предпринимательское сообщество», - сказал Пак.

Политолог Нурлан Еримбетов обратил внимание на такой фактор, что когда речь заходит о ТС, почти все представители экспертного сообщества говорят о нем только с позиции бизнеса, его интересов, но никто не интересуется положением потребителей. Еримбетов сказал, что если, к примеру, в Казахстане есть монополист по продаже мяса, то ему невыгодна конкуренция с россиянами, но простым покупателям важен только вопрос цены – кто может предоставить более дешевый продукт.  

«Создается впечатление, что вопрос политизируют именно бизнесмены, которые задрали цены. Им невыгодно, что придет конкурентное молоко, конкурентное мясо. По-сути бизнесмены помогают нашим политологам с разных трибун говорить о колониализации страны, что опять мы должны ложиться под Россию, возрождать Советский Союз. А на самом деле идет банальная защита вот этого бизнесмена, который всю страну охватил своим мясом, молоком. Ему невыгоден конкурент, потому что он теряет свои позиции. Разве не так”, - вопрошал Еримбетов.

Председатель правления мясо-молочного Союза Казахстана Иван Сауэр согласился, что бизнесу частично выгодна политизация ТС, но на самом деле и сам ход интеграции дает все основания делать соответствующие выводы о догмате в нем политики над экономикой.

Эксперты отметили интересную закономерность, пока Россия увлечена имперскими амбициями, «вставанием с колен и собиранием земель русских, после великой геополитической катастрофы 20 века», сам российский бизнес активно кочует в Казахстан, где легче зарегистрировать предприятие, меньше налоги и в целом более внятное налоговое законодательство, деловой инвестиционный климат.

Представитель «Атамекена» после этих рассуждений совсем распалился и заговорил об усиливающейся дискриминации казахстанского бизнеса в России, предположив, что новые условия ведения бизнеса в РФ приведут не только к большему оттоку предпринимателей из РК в России, но и самих российских предпринимателей.

«Федеральная таможенная служба России отменяет документ таможенного транзита, дающий право перевозить грузы через границы государств,  автоперевозчики наши страдают, утилизационные сборы делают наши автомобили неконкурентноспособными», - подчеркнул Пак.

Представитель комитета таможенного контроля Казахстана Танатар Сергазиев попытался остудить пыл негодующих, сказав, что нужно подходить объективно. Для РК в ТС и ЕЭП есть, как плюсы, так и минусы, и одно уравновешивает другое. Он признал, что казахстанским товарам гораздо труднее пробиться на рынки России и Белоруссии, чем российским и белорусским на казахстанские, он связывает это  с определенными барьерами, которые устанавливаются Россией. Местному бизнесу в таких условиях позволяют выживать льготы, выдаваемые правительством и освобождение от таможенных пошлин и налогов.  

«Но хотелось бы отметить  и положительную сторону Таможенного союза. Это упразднение таможенной границы между Россией и Беларусью. Плюс и уход таможенников с госграниц, это заметно ускорило движение наших грузов, растет транзитный потенциал Казахстана. Хорошо, что у нас общее таможенное законодательство. Это все облегчает правила игры», - отметил Сергазиев.

Иван Сауэр подчеркнул в связи с этим, что во время встречи президентов РК и РФ в Екатеринбурге прозвучала цифра, что казахстанский бизнес вложил в РФ в 1, 7 раза больше, чем российский в Казахстан.  Нурлан Еримбетов в свою очередь также вспомнил форум в Екатеринбурге и привел другую цифру, приведенную Владимиром Путиным, что с созданием Таможенного союза на российский рынок пошел поток казахстанских товаров – объемы его увеличились на 20%. 

“Оказывается, можем конкурировать, если даже Путин дает понять, что российские товаропроизводители уже не совсем конкурентоспособны», - заметил Еримбетов.

Иван Сауэр подхватил эту тему и сказал, что, к примеру, нет сомнений - казахстанское  зерно продукт номер один в ТС. По качеству зерна с РК не может конкурировать ни Россия, ни Беларусь. Среди других конкурентных товаров масленичные и  сельскохозяйственные культуры.

«Если говорить по молоку, то здесь почти все в равных условиях. С мясом, картофелем примерно та же картина. К примеру, этой осенью большое количество картофеля из прилегающих к России областей Казахстана было вывезено в РФ. Наш бизнес рад таким возможностям, что здесь может быть плохого. Да и за счет российского экспорта цены на картофель на внутреннем рынке стабилизировались. А мы вот картошку из РФ не везем. Так что Казахстан может предложить линейку товаров для наших соседей в ТС», - сказал Сауэр.

Нурлан Еримбетов на это замечание решил сыронизировать. Он напомнил, что в прошлом году  министр по делам экономической интеграции Жанар Айтжанова рассказала, что если раньше Казахстан производил около 100 тыс. чугунных ванн, то теперь уже производит 120 тыс, и все тоже за счет вхождения в ТС и ЕЭП.

«Я тогда сказал, что на 20 тыс. чугунных ванн больше теперь у нас, потому что казахстанцы стали ставить по две ванны у себя дома. К чему тут Таможенный союз?», - отшутился Еримбетов. Он вдруг задал присутствующим неожиданный вопрос, мол,  известные казахстанские экономисты говорят о настоящей  финансовой интервенции Казахстана, за счет ТС российские банки отмывают счета в РК. Ответить, насколько обоснованны такие утверждения эксперты не смогли.

Общий итог встречи подвел Иван Сауэр, который подчеркнул, что не стоит перекладывать вину и самого казахстанского бизнеса как на государство, так и на соседние страны.

«Мы вообще на рынке мяса в Таможенном союзе монополистами бы могли стать с нашими вкусовыми характеристиками этого продукта. Помню времена, экспортировали по 400 тыс. тонн говядины, а сейчас задачу властей в 60 тыс. тонн выполнить не можем. Кто пойдет в мясной бизнес, единицы же идут, хотя все условия созданы. Просто легче к нефти присосаться, в банки уйти. В этом году  я у себя в селе  делал ремонт, менял канализационные люки, ливневку. И  вот мне привезли крышки и решетки ливневой канализации, а там штампы Белоруссии стоят, прям, стало за державу обидно. Когда-то мы же сами все это могли производить», - заключил Сауэр.

Kursiv.kz

Показать больше