Согласно Федеральному закону от 13.07.2022 N 235-ФЗ к лицам, совершившим административные правонарушения в области валютного законодательства, установленные частями 1, 4, 4.1, 4.3, 5 и 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, наказание не применялось, если невыполнение соответствующего требования валютного законодательства обусловлено применением мер ограничительного характера в отношении граждан Российской Федерации или российских юридических лиц со стороны иностранных государств (территорий), государственных объединений и (или) союзов и (или) государственных (межгосударственных) учреждений иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов, совершающих в отношении Российской Федерации недружественные действия.
В частности, речь идет о следующих правонарушениях:
- Осуществление незаконных валютных операций, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, либо осуществление перевода денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа, предоставленных иностранными поставщиками платежных услуг;
- Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары;
- Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по обеспечению получения на свои счета, по внешнеторговым контрактам валюты Российской Федерации в доле, определяемой Правительством Российской Федерации;
- Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом;
- Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ товары, невыполненные работы, неоказанные услуги и т.д.;
Вышеуказанный запрет на привлечение к административной ответственности подразумевает прекращение со дня вступления в силу настоящего Федерального закона находящихся в производстве судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, дел, если требование валютного законодательства не выполнено в период с 23 февраля 2022 года по 31 деккабря 2023 года.
Кроме того, со дня вступления в силу указанного Федерального закона не подлежат исполнению неисполненные постановления судей, органов, должностных лиц о наложении административных наказаний за совершение выше указанных административных правонарушений, если требование валютного законодательства, не выполнено в период с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2023 года.
В связи с тем, что срок действия вышеназванного запрета подходит к концу, у участников ВЭД встает вопрос - будет ли данный запрет продлен и после 31 декабря 2023 года? А также будут ли привлечены лица совершившие административные правонарушения в области валютного законодательства к административной ответственности за те правонарушения, которые произошли в период с 23 февраля 2022 по 31 декабря 2023, в случае если запрет не продлят?
Для ответа на данные вопросы нужно иметь в виду следующее: первоначальная редакция Федерального закона N 235-ФЗ, подразумевала срок действия запрета на привлечение к административной ответственности до 31 декабря 2022 года.
Однако за 12 дней до нового 2022 года, а именно 19 декабря 2022, был принят Федеральный закон от 19.12.2022 N 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который продлил срок действия запрета на привлечение к административной ответственности на 1 год, то есть до 31 декабря 2023 года.
В связи с изложенным, а также с учетом того, что политика недружественных стран в отношении физических и юридических лиц с момента принятия Федерального закона N 235-ФЗ не изменилась, а санкции только ужесточились, по моему мнению данный запрет на привлечение к административной ответственности за совершение вышеназванных правонарушений будет также продлён еще на 1 год, то есть до 31 декабря 2024 года.
Отвечая на второй вопрос, необходимо иметь в виду следующее: в соответствии со статьей 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2).
Приведенные конституционные положения основаны на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя и правоприменительных органов, в том числе судов, о чем указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.07.2023 N 42-П.
Согласно части 1, 2 статьи 1.7. КоАП РФ, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения; закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено; закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
При этом признание утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), и в таком случае судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполнение постановления (пункт 2 статьи 31.7 КоАП РФ).
На основании изложенного, я прихожу к выводу, что в случае непродления запрета на привлечение к адмнитратвиной ответственности за вышеназванные валютные правонарушения после 31 декабря 2023 года, лица, совершившие данные правонарушения во время действия запрета, то есть в период с 23 февраля 2022 года по 31 декабря 2023 года, также не будут привлекаться к адмнитратвиной ответственности.
Мамров Ф.В.