Найти и перепрятать

Версия для печати

Власти считают, что таможенный конфискат надо уничтожать. Эта инициатива окончательно загонит в тень рынок торговли конфискатом, объем которого в Петербурге составляет не менее 2 млрд рублей в год

Конфискуемое на таможне имущество необходимо уничтожать, поскольку его реализация сопровождается "сплошным жульничеством", заявил Владимир Путин на последнем заседании Экономического совета при президенте РФ. Глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов согласился с главой государства, заявив, что у него такие же опасения.

Если инициатива главы государства получит законодательное продолжение, то в первую очередь пострадают петербургские компании, специализирующиеся на торговле таможенным конфискатом. Через Петербург морским и автомобильным транспортом проходит примерно половина всего российского импорта, что позволяет им поддерживать неплохие обороты. По самым скромным оценкам участников внешнеэкономической деятельности, объем рынка таможенного конфиската по Петербургу и Ленобласти составляет не менее 2 млрд рублей в год. Ассортимент изъятой продукции — от детских игрушек до оружия и наркотиков. Например, летом этого года Санкт–Петербургская таможня рапортовала о задержании партии из 11 иномарок в связи с нарушением условий временного ввоза автомобилей, установленных Таможенным союзом.

Впрочем, опрошенные «ДП» участники рынка усомнились, что мера, предложенная президентом, возымеет действие — скорее всего, рынок конфиската окончательно станет черным.

Конфискат на уценку

После того как таможенники изымают товар, он, как правило, поступает на склады временного хранения, а владельцы имущества начинают бороться в правоохранительных органах и судах за возврат собственности. Если суд подтверждает правоту таможенников, то Росимущество организует его оценку и продажу Продавать конфискат Росимущество может самостоятельно, но, как правило, передает его одной из доверенных фирм, всего их в списке 22.

За 2012 год территориальное управление по Ленобласти (оно отвечает за реализацию конфиската в Петербурге и области) продало арестованного имущества на 1,9 млрд рублей. Причем доля таможенного конфиската в этом объеме — менее 10%, или 190 млн рублей.

«Это видимая часть айсберга, — пояснил на условиях анонимности один из участников этого рынка. — Конфискованные товары наполняют черный рынок, все расчеты по ним происходят, как правило, минуя бухгалтерию. Нередко та сумма, по которой реализованный товар учитывается в Росимуществе после оценки, составляет примерно 10-15% реальной стоимости товара.

Затем конфискованный товар, как правило, продается со склада по реальной (близкой к рыночной) цене за наличные. А выручка распределяется примерно в равных пропорциях (по 30%) между участниками процесса: некоторыми сотрудниками таможни, структур Росимущества и бизнесменами, которые реализуют товар. Оставшиеся 10-15%, согласно оценке, и поступают в доход государства».

После ареста до решения суда может пройти полгода или год, все это время товар лежит на складе, расходы по его хранению накапливаются. «Таможня не оплачивает его хранение — в ее бюджете не заложены на это средства», — говорит собеседник «ДП». Поэтому нередко нелегально ввезенный в РФ товар продает тот, кто имеет отношение к его хранению.

«Даже если после решения суда Росимущество определит другого реализатора, то хранитель товара выставит такой баснословный счет за хранение, что тот сам откажется от реализации», — говорит представитель одной из посреднических компаний. По его словам, иногда жадность побеждает страх и арестованные товары продаются до решения суда.

Пошел на убыль

В Северо-Западном таможенном управлении отказались от комментариев.
В свою очередь, участники внешнеэкономической деятельности пояснили, что, как правило, весь конфискованный товар попадает на склад временного хранения «Ростэк Северо-Запад» на пр. Культуры, 40. Сейчас им владеет компания «Тамарикс», аффилированная с экс-главой «Ростэка» Александром Повстяным.

«Помимо нашей организации в городе множество складов, работающих с конфискованным товаром. Мы только храним задержанный товар до суда», — говорит Игорь Ганин, генеральный директор ООО «Тамарикс». По его словам, объем таможенного конфиската в последнее время сокращается.

Сокращение участники рынка объясняют изменением законодательства. С 2012 года перестала действовать ст. 188 УК РФ, предусматривающая конфискацию товара за контрабанду, к которой таможенники могли отнести любой незаконно ввозимый на территорию РФ товар. Теперь к контрабанде относятся только наркотики, оружие. Впрочем, у таможни осталось право конфисковать не задекларированный по установленной форме товар, но в таких ситуациях импортеры с помощью таможенных брокеров быстро вызволяют груз из таможенного плена.

Новые источники

Снижение поставок контрафакта от таможенников компенсируют полицейские — они активно отбирают имущество у проштрафившихся предпринимателей, а точнее, даже поддерживают бизнес городских структур, уполномоченных конфисковывать, хранить и реализовывать товар.

Шесть лет назад Смольный учредил при комитете по правопорядку и безопасности ГУП «Центр экономической безопасности» (ЦЭБ). В распоряжении центра склад площадью более 6 тыс. м2 для хранения конфискованного у торговцев имущества. Также ЦЭБ уполномочен Росимуществом продавать конфискат.

С восемью районами города ГУП заключило договоры на услуги по приему и хранению конфиската. Александр Шевченко, заместитель председателя комитета по законности и правопорядку и куратор центра, рассказал, что ЦЭБ занимается преимущественно хранением изъятого имущества, которое можно получить обратно по решению суда.

В самой компании отказались общаться с корреспондентом «ДП». Помимо ЦЭБа реализацией конфиската в Петербурге и области занимается еще 21 фирма, сообщили «ДП» в Росимуществе. Среди них ООО «Русское оружие», владеющее сетью оружейных магазинов в Петербурге. «Мы продаем только оружие, изъятое судебными приставами по долгам физических лиц. Объемы не очень большие, это примерно 10 единиц в год», — сообщил финансовый директор компании Филипп Дорожкин.

По его словам, весь конфискат компания получает от судебных приставов, которые изымают имущество должников по искам кредиторов. Отъем имущества за долги — это в последние годы самый быстрорастущий сектор рынка конфиската, его участники торгуют не только залежалыми овощами, но и недвижимостью, обычно, правда, низколиквидной.

 

Деловой Петербург

Показать больше