Рынок России – не резиновый

Версия для печати

С момента закладки в Беларуси сборочного производства китайских автомобилей GeelyРоссия и Казахстан рассматривались как потенциальные рынки сбыта продукции совместного предприятия «БелДжи». Особенно перспективным это начинание выглядело с учетом планов по созданию Евразийского экономического союза, который бы существенно помог продвижению белорусско-китайских автомобилей на территории союзников

Однако на саммите глав государств Высшего Евразийского экономического совета, который прошел 29 апреля в Минске, стало известно, что Россия отказалась полностью снять ограничения на ввоз продукции белорусского автопрома.

Загорится ли «зеленый свет»?

Первые разговоры о том, что Москва настороженно смотрит на развитие белорусско-китайского производства автомобилей, были слышны еще в 2012 году. Одним из первых позицию российской стороны по созданию «БелДжи» высказал посол РФ в Беларуси Александр Суриков. Дипломат заявил, что белорусско-китайское СП – угроза российской экономике, и для ее защиты будут приняты все необходимые меры.

Дело в том, что, согласно стратегии развития автомобильной промышленности РФ, через шесть лет в режиме промсборки в России должно выпускаться более 2 млн. собственных легковушек. При этом российским предприятиям уже удалось перевыполнить этот план и выпустить за год более 3 млн. авто. Вдобавок к российским производителям нагрузку на рынок создают компании других стран СНГ, чья продукция в большей степени предназначена для экспорта в Россию. Однако на данный момент емкокость рынка не превышает 3 млн. авто ежегодно и предпосылок к его расширению в ближайшее время нет. В таких условиях каждый лишний игрок становится помехой.

Вслед за Суриковым планы России по защите своего рынка подтвердил и заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Рахманов. Чиновник предположил, что защитным механизмом, который блокировал бы доступ продукции «БелДжи» в Россию, вероятнее всего, станут правила Таможенного союза (ТС), в котором действует договоренность о координации промышленной политики.

А президент казахстанского автосборочного завода «Азия Авто» Ержан Мандиев, комментируя возможности белорусско-китайских автомобилей на рынке ТС, напомнил, что в рамках объединения действуют единые правила предоставления льгот производителям автомобилей. Это означает, что без согласия других участников ЕЭП беспошлинный ввоз «БелДжи» на его территорию будет невозможен.

Новый поворот

Перед продукцией «БелДжи» уже маячила печальная перспектива остаться невостребованной, как спустя две недели после саммита в Минске главам Беларуси и России удалось прийти к согласию по спорным моментам создания Евразийского экономического союза.

По итогам встречи в Москве было решено, что поставки легковых автомобилей «БелДжи» составят 2% от числа всех легковых автомобилей в России. В количественном эквиваленте это примерно 25-30 тыс. машин, что на существующих мощностях «БелДжи» пока максимум, но не предел в долгосрочной перспективе. Как показывает нынешняя ситуация на российском автомобильном рынке, сотрудничество Беларуси с Китаем в сфере автомобильной промышленности впоследствии принесет стране немало выгод.

В первом квартале текущего года общий объем реализации китайских автомобилей на российском рынке составил не менее 20 тыс. машин или 3% от числа всех проданных за это время авто. Прогнозируется, что в ближайшие несколько лет доля китайских компаний на рынке РФ увеличится до 10%.

Как отмечает директор российской компании «Долавто» Сергей Климов, сегодня наблюдается определенный прогресс в качестве предлагаемого китайцами продукта, хотя потребители с такой точкой зрения пока не согласны. Российский портал «За рулем.РФ» провел опрос среди посетителей, готовы ли они купить китайский автомобиль. Положительно ответили лишь 23% респондентов, причем с уточнением, что произойдет это только в случае улучшения их качества. Отрицательный ответ дали 60% участвовавших в опросе.

Вместе с тем, российские дилеры констатируют, что китайский автомобиль сегодня совершенно не похож на те, что были тремя годами ранее.

Конечно, среди премиум-класса китайские машины по-прежнему уступают немецким или японским. Но что касается средней ценовой категории, то здесь автомобили китайских брэндов оказываются более чем конкурентоспособными.

Свою роль в увеличении доли авто китайского происхождения играет и многочисленность компаний, пробующих силы на российском рынке. В итоге с каждой новой волной активности китайских автопроизводителей закрепиться в России удается все большему числу брэндов.

Не без большой политики

Также не последнюю роль в экономических процессах сыграли недавние события в мировой политике. Рост напряженности между Российской Федерацией и западными странами отразился как на российской экономике в целом, так и на ее важной составляющей – автомобильной промышленности.

Почти 70% российского рынка автомобилей – это машины, выпускаемые производителями из Европейского союза. Таким образом, как пояснил исполнительный директор «Объединения автопроизводителей России» Игорь Коровкин, каждый проданный в России автомобиль приносит средства европейским компаниям, что делает их весьма зависимыми от продаж на российской территории. И потеря доли данного рынка болезненно затронет финансовое состояние автомобильных брэндов Европы.

Продажи многих из них уже серьезно упали в связи с ослаблением российского рубля и снижением покупательной способности россиян. Между тем, позиции российской валюты все еще продолжают ослабевать в связи с санкциями, вводимыми Западом.

Понимая и оценивая политическую обстановку в мире с позиции экономической выгоды, китайские производители уже давно подготовились к тому, чтобы переманить часть потенциальных покупателей на свою сторону. Подтверждают этот факт, в первую очередь, результаты последних автосалонов. И если ранее российские власти в определенной мере сдерживали развитие позиций Китая в автомобильной сфере, то сегодня с учетом сложившейся ситуации перед Россией более активно развивает сотрудничество с Азией как в политической, так и в экономической сферах.

На этом фоне позиции представителей китайского автопрома в России в ближайшее время будут лишь укрепляться. На волне общего роста доли и популярности китайских брэндов не исключен и рост поставок на российский рынок произведенных в Беларуси машин Geely.

А усиление интеграционных процессов и, в первую очередь, создание Евразийского экономического союза, предполагающее еще большую открытость рынков и свободу передвижения товаров, дает «БелДжи» неплохие шансы на успешный экспортный старт.

Delo.by

Показать больше